В гербах употребляется девять основных геральдических цветов: два «металла» (золото и серебро, с которыми в геральдике отождествляются желтый и белый цвета), пять «финифтей» (червлень, т.е. красный цвет; лазурь, под каковым понятием объединены различные оттенки синего и голубого; зелень; черный цвет; пурпур, воспроизводимый малиновым, фиолетовым, сиреневым, розовым и тому подобными оттенками), два главных «меха» (горностаевый в виде белого фона, равномерно покрытого стилизованными черными хвостиками, и беличий в виде серебряных и лазоревых угловатых «шкурок»). Существует также несколько дополнительных «мехов» (например, противогорностаевый с черным фоном и белыми хвостиками), применяемых редко.
На случай черно-белого или рельефного изображения герба установлено несколько видов так называемой шафировки — штриховки для обозначения геральдических цветов (см. рис. 4).
Рис. 4. Геральдические цвета (тинктуры) и шафировка: червлень (рис. 1), лазурь (рис. 2), зелень (рис. 3), пурпур (рис. 4). Золото изображается поверхностью, покрытой точками (рис. 5), серебро — незаштрихованной поверхностью (рис. 6). Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении — пересекающимися линиями (рис. 7). На рис. 8 показаны два основных типа воспроизведения горностаевого меха (его черные хвостики шафируются сеткой крайне редко); на рис. 9 — беличий мех.
Помимо геральдических цветов, в гербах встречается также и натуральные или естественные — например, телесный для изображения человека. Однако очень часто натуральный следует понимать как геральдический цвет, ближайший к реальной расцветке изображаемой фигуры — например, естественный дуб имеет зеленую листву, естественное солнце — золотое и т. п.
Изображение герба может украшаться дамасцировкой — узором, покрывающим поле или фигуру, и имеющим тот же геральдический цвет, что и это поле или фигура (но другой оттенок этого цвета). Дамасцировка не учитывается в «формуле» герба и играет чисто декоративную роль.
«Основное правило геральдики» гласит: металлическая фигура не должна помещаться в металлическом поле (т.е. на металлическом фоне), а финифтяная — в финифтяном. Вопреки традиционному названию, это правило чрезвычайно часто нарушалось. К тому же оно применяется ограниченно, не будучи относимо к составным (металлическо-финифтяным) полям и фигурам, к вспомогательным фигурам и элементам фигур и т. д.