Л.Н. Чугунова
В конце XVII — начале XVIII в. в Российской империи складывается система государственного аппарата. Это обстоятельство обусловило участие художника в работе над аллегорическими и образно-смысловыми атрибутами государственных структур, отвечающими новому типу сознания. В силу значительности происходящих перемен особые акценты делаются на объектах аллегорического и символического содержания, что, в свою очередь, вызывает динамичное развитие учреждений для разработки и изготовления изделий с геральдическими изображениями.
В сложении образа нового уклада жизни существенную роль играет Академия наук и художеств, взаимодействующие в ее системе научные, художественные и учебные структуры.
Исследование и осмысление деятельности академической гимназии и художественных департаментов позволяют проследить и понять общий путь научного и художественного образования от его совместного становления, развития до организации новых, уже дифференцированных, учебных заведений.
Создание художественных изделий с геральдическими изображениями неотделимо от научного знания как в литейном производстве, технологии материалов, так и в истории.
Учрежденная в 1724 г. Академия наук и художеств становится центром новых явлений в жизни общества и государства. На основе опыта европейских стран и с учетом местных задач разрабатывается «Проект положения Академии наук и художеств». Штат Академии художеств формируется одновременно с Академией наук Л. Блюментростом. Изначально закладываются различные структуры: для Академии наук — академик, профессор, адъюнкт; для Академии художеств — мастер, подмастерье. Научная часть Академии с самого начала имеет свои рабочие органы (конференция, Чрезвычайная конференция, собрание), художественная часть получает такое право только в 1747 г., а до этого все проблемы художественного образования решались на заседаниях научных конференций и в административной части — Канцелярии.
В январе 1726 г. официально открылись учебные заведения — Воспитательное училище, Гимназия, Университет и Академия художеств. Многоступенчатая система образования позволяла вступать в число ее воспитанников или учеников на любом этапе обучения художника. Бесплатное образование имело две формы. Первая, регламентируемая, — для штатных учеников, содержащихся на окладе от Академии или направленных от другого ведомства и не считавшихся ее воспитанниками. Вторая — для обучающихся «на своем коште» (т. е. на содержании родителей). Вступающие на путь художественного творчества передавались художникам, которые брали на себя воспитательные функции и проживали вместе с ними. Педагоги профилирующих направлений работали по собственным программам, разрабатывали курсы лекций, составляли инструкции о содержании учебного предмета для каждого ученика. Общее количество учеников в гимназии уже в 1726 г. превысило сто человек.
Программа обучения рисунку была разработана Луи Караваком. Занятия начались в конце января 1726 г. в классах Академической школы на Почтовом дворе.
С момента основания организации утвердилось внутреннее совместительство (Д.-М. Гзелль, Ф. Шеслер, X. Марселиус, О Эллитер, А. Вортман, И. Унферцагт, И. Люрсениус и т. д.) штатной должности художника (скульптора, архитектора) Академии наук с преподавательской работой в Академии художеств. Постоянно преподавали художники из других учреждений Санкт-Петербурга (Г. Гзелль до 1727 г., К. Оснер-старший до 1727 г., Б. Тарсиа и др.).
Академия создает ряд учебных структур в области декоративно-прикладного искусства. В январе 1726 г. Иоганн и Виллим Купи, выходцы из Голландии — художники, медальеры, словолитцы и литейщики, приступают к подготовке штемпельных и медальерных мастеров. Создание объектов с геральдическими знаками и печатей было обусловлено государственной необходимостью.
Сочинение инвенций (композиционная схема-рисунок), текстов надписей и девизов выполняется специалистами юридического факультета. Первый профессор права И.-С. Бекенштейн, ученый из Кенигсберга, разрабатывает совместно с художниками аллегорические сюжеты. С 1735 г. эту работу ведет Я. Штеллин. И.-С. Бекенштейн и Я. Штеллин написали ряд научно-методических руководств, которые широко применялись в учебной и творческой практике.
Разработка рисунков и изготовление гравюр с государственной символикой — особый род творческой деятельности. В совместной работе с Академией наук участвуют художники ряда профессиональных Палат Академии художеств (Рисовальной, Гравировальной, Пунсонной, Словолитной, Инструментальной и др.). Творческие работы оплачивались из «экономической суммы», которая складывалась из средств, получаемых от заказчиков. Стоимость рассчитывал художник, с 1748 г. — Собрание Академии художеств. Часть средств оставалась на внутренние нужды. Государственное учреждение образовывало коммерческую финансовую систему, которая позволяла производить взаиморасчеты между структурами.
Иоганн Купи (ок.1688-1760) пользовался широкой популярностью в Петербурге и был первым мастером, выполнявшим печати для канцелярий учебных заведений, высших, центральных и местных государственных учреждений.
Вследствие развития таможенных служб и роста товарообмена, в России складывались необходимые предпосылки для быстрого появления новых объектов печатной продукции (паспорта, таможенные документы), штемпелей и печатей. Значительная часть заказов поступала от Санкт-Петербургской портовой таможни. Другие обращались в Коммерц-коллегию, которая оформляла заказ в Академии наук. Проведенные изыскания дали обширный перечень имен и учреждений: Его Императорское Высочество великий князь Петр Федорович; придворная Ея Императорского Величества Конференция; Санкт-Петербургская аптека; Канцелярия перспективных дорог (1757); Адмиралтейская коллегия (1758); сенатский секретарь Ермолаев; граф И.Г. Чернышев; граф А.И. Шувалов; Медицинская походная концелярия и т. д.
Ведомственная подготовка в учреждениях Петербурга (Канцелярия Монетного Правления) не могла обеспечить систематического высшего художественного образования.
По своему содержанию, изобразительной форме, задачам и методам процесс работы над штемпелями и печатями имеет много общего с другими видами изобразительного искусства. Мелкая пластика обозначила собственные границы изобразительного пространства в плоскости.
Уникальность Пунсонной Палаты, как объекта исследования, состоит в том, что создателем русской школы штемпельно-медальерного искусства стал голландский художник и литейщик И. Купи, получивший европейское образование и связавший свою судьбу и творческую деятельность с Россией. С января 1726 по 1750-е гг. И. Купи преподает и выполняет художественные работы.
Десятилетие, открывающее вторую половину XVIII в., ознаменовано назначением Ф.Я. Краюхина (1722/24-1778), русского ученика И. Купи, мастером Палаты и воспитателем нового поколения художников. Два последних десятилетия XVIII в. и в начале XIX в. Палатой руководил мастер и резчик медалей Я.И. Рябинин, принятый учеником в 1757 г. и завершивший деятельность в Академии наук и художеств в чине титулярного советника.
Академия наук и художеств сыграла важную роль в развитии науки геральдики, подготовила национальные кадры художников и историков для работы в данной области. В основе каждой композиции печати и медали лежит реальный исторический факт. Возникновение и развитие данной области творчества тесно взаимосвязано с Санкт-Петербургом, со всем русским искусством и наукой. Одновременно выявляются новые аспекты изучения отечественной истории и изобразительных искусств.