25.08.2003
Геральдический совет при Президенте РФ
Документ разработан отделом по обеспечению деятельности Геральдического совета при Президенте РФ и содержит геральдический стандарт, применяемый экспертами Геральдического совета при оценке проектов гербов муниципальных образований, поступающих на государственную геральдическую экспертизу.
Проекты гербов, не соответствующие изложенным здесь требованиям, внесению в Государственный геральдический регистр, как правило, не подлежат.
Основные требования, предъявляемые к проектам гербов муниципальных образований
1. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).
2. Цвета всех деталей (фигур, поля и т. д.) должны быть определены. Желательно ограничиться семью основными геральдическими цветами:
— двумя «металлами»: золотом и серебром (в геральдике не проводят различие между «золотом» и желтым, между «серебром» и белым цветами);
— пятью «финифтями» или «эмалями»:
а) лазурью (эти понятия объединяют различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие);
б) червленью (красный, алый цвет);
в) зеленью;
г) черным;
д) пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого).
Допускаются также:
— телесный цвет (при изображении людей, ангелов, человекоподобных чудовищ и т. д.);
— в особых случаях — стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, «противогорностаевый» и т. д.), которые рассматриваются в геральдике как отдельные цвета.
3. Так называемое главное правило геральдики:
Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть исполнены финифтью, и наоборот: фигуры, помещаемые в финифтяном поле, должны быть исполнены в металле.
Вспомогательные фигуры небольшого размера, малые элементы фигур, меховые фигуры этому правилу не подчиняются.
4. Направленные вбок фигуры людей, животных, орудий (меч, стрела, молот и т. д.) располагаются, как правило, так, чтобы они были обращены влево от зрителя («геральдически вправо»). Отступление от этого правила возможно, но требует специальной мотивации.
5. Недопустимо помещение в гербе конкретных сооружений (зданий, памятников и др.) В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, или всадника на скале).
6. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (например, станки, автомобили, специальные инструменты и др.). Рекомендуется заменять их традиционными условными знаками или аллегориями (молниями для электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т. д.).
7. Герб не является графически неизменным. Герб — не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в различных стилях, щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является.
Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении.
Эталоном герба является не рисунок (его роль — пояснительная), а геральдическое описание (содержание герба), запечатлевающее «формулу герба». Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно оно уточняется в ходе проведения экспертизы в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации, где ее специалисты обеспечивают составление такого описания и подготавливают окончательную формулировку.
8. Недопустимо произвольное включение в местный герб федеральных символов (двуглавый орел, бело-сине-красный флаг, лент этих же цветов) и т. д. Точно так же не допускается произвольное внесение земельного (областного, бывшего губернского и т. д.) герба в состав муниципального герба — в «вольной части», верхней половине щита или иным образом. Подобная практика допустима в тех случаях, когда в законе субъекта Федерации о гербе оговорено разрешение на определенный способ отражения областной символики в гербах муниципальных образований. В противном случае возможно лишь использование элементов фигур из традиционных земельных гербов, отдаленно сходные мотивы и т. д. (что требует обязательного согласования с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации).
9. В гербах могут помещаться девизы — лаконичные надписи на полосах (лентах), обычно помещаемых под щитом. Девиз требует чрезвычайно тщательного подбора и, как правило, точной и убедительной исторической мотивации.
Помещение в гербах иных надписей (года основания, названий, аббревиатур, например, «Свердловская область», «Киселевск», «РФ» и пр.) — противоречит традициям геральдики.
10. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, когда имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы.
11. Муниципальные образования могут пользоваться коронами в соответствии со схемой, введенной решениями Геральдического совета при Президенте Российской Федерации в 2002 году.
В общем случае не допускается окружение гербового щита какими-либо иными атрибутами (коронами, венками и пр.), т. к. исторически атрибуты потеряли свое геральдико-правовое значение в соответствие с нормами законодательства 1857 года, а новые правовые акты, дающие юридическое основание для употребления подобных атрибутов, пока еще не изданы.
Щитодержатели (фигуры, поддерживающие щит) являются особыми знаками статуса и в герб муниципального образования вноситься, как правило, не могут (исключение составляют гербы: муниципальных образований, являющихся административными центрами субъектов РФ; гербы городов-героев; гербы, в которых щитодержатели присутствуют на основании исторического пожалования или вековой традиции, а также гербы наделенных фактической автономией островных территорий). Этот принцип не ограничивает внесения девизов в состав гербов (см. п. 9).
12. Утверждение Положения о гербе и рисунка герба (желательно в трех вариантах: многоцветном, одноцветном, одноцветном с использованием условной штриховки для обозначения цветов) представительным органом не следует проводить без окончательного согласования в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации.
13. Города, имеющие исторические гербы, должны использовать эти гербы с учетом рекомендаций Геральдического совета. То же рекомендуется и для муниципальных образований, в состав которых входят такие города.
14. Основным требованием при составлении флагов муниципальных образований является его (флага) соответствие гербу муниципального образования; при этом сохраняется условие согласования с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
15. Внесение официального символа и отличительного знака в Регистр осуществляется Геральдическим советом (до 1999 года — Государственной герольдией) при Президенте Российской Федерации на основании проведенной ею геральдической экспертизы представленных материалов (Указ Президента Российской Федерации «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» № 403 от 21 марта 1996 года).