Раздел 4. Рекомендации по составлению и использованию иных символов, учреждаемых муниципальными образованиями

I. Должностные знаки (знаки различия)

II. Наградные знаки (знаки отличия)

III. Эмблемы муниципальных образований

III.1. Эмблема, замещающая герб

III.2. Эмблемы подразделений органов местного самоуправления, муниципальных органов, организаций, учреждений и предприятий

* * *

I. Должностные знаки (знаки различия)

1. Должностные знаки (или знаки различия) служат знаками визуальной (зрительной) идентификации лиц, занимающих руководящие и ответственные должности в структуре органов местного самоуправления. 
Наиболее распространены знаки: 
- главы муниципального образования (главы администрации муниципального образования); 
- депутатов представительных органов местного самоуправления.

2. Должностные знаки обыкновенно представляют собой металлические изделия, предназначенные для ношения на костюме (на груди (посредством крепления булавкой или винтом) или на шее - на декоративной цепи).

3. Должностные знаки должны строиться на основе герба соответствующего муниципального образования или (что менее желательно) флага муниципального образования.

4. Должностной знак главы муниципального образования (главы администрации муниципального образования) обыкновенно представляет собой герб муниципального образования (или медальон с изображением герба муниципального образования) изготовленный из металла (или металла и цветной эмали), имеющий относительно крупный размер (5-15 см условного диаметра), художественно выполненный, декоративно оформленный и предназначенный для ношения на шее на металлической декоративной цепи. Такой знак используется относительно нечасто: 
- в день вступления избранного главы в должность (в этом случае знак традиционно возлагается на главу в торжественной обстановке в кульминационный момент церемонии, и с момента возложения знака глава считается вступившим в свои обязанности); 
- при появлении главы на публике в дни праздников, торжеств и церемоний; 
- во время официальных отчетных выступлений главы в представительном органе местного самоуправления или суде; 
- при встрече главой официальных гостей; 
- во время официальных визитов главы вне территории муниципального образования и участия главы в торжествах и церемониях регионального и государственного уровня.

Для повседневного использования может быть изготовлена миниатюрная копия знака (без цепи) лацканного размера (условным диаметром до 3-4 см), предназначенная для ношения в виде значка (на булавочном или винтовом креплении) на левом лацкане повседневного рабочего костюма.

5. Должностной знак должен быть утвержден актом представительского органа местного самоуправления или решением главы муниципального образования.

6. Должностной знак изготавливается в единственном экземпляре и передается главой, оставляющим свой пост, вновь избранному (назначенному) главе. В то время, когда должностной знак не используется, он должен храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность и (желательно) возможность публичного доступа желающих для ознакомления (обыкновенно такие знаки хранятся в особой витрине в рабочем кабинете главы, либо в публично доступном помещении местной администрации (холле, зале), а если при создании знака использованы драгоценные металлы и драгоценные (полудрагоценные) камни — то в краеведческом музее или местном банке). Недопустимо, чтобы при оставлении должности должностной знак отдавался оставляющему должность главе в качестве памятного сувенира.

7. Миниатюрная копия должностного знака Главы, предназначенная для повседневного использования, может изготавливаться в любом необходимом количестве экземпляров. В принципе, возможно, чтобы при оставлении должности, Глава получал миниатюрную копию на память без права ее ношения.

8. Знак депутата представительного органа местного самоуправления обыкновенно строится на основе герба или флага муниципального образования, изображенного особым оригинальным образом, нередко — сопровожденного надписью (обыкновенно содержащей следующие формулировки «ДЕПУТАТ», «ГОРОДСКАЯ ДУМА [наименование муниципального образования]», «ДЕПУТАТ СЕЛЬСКОГО СОВЕТА [наименование муниципального образования]» и т.п.), изготовленного из металла (либо металла с использованием цветной эмали), имеющего лацканный размер и предназначенного для ношения в виде значка (на булавочном или винтовом креплении) на лацкане костюма.

По аналогии со знаками депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, знаки депутатов представительских органов местного самоуправления нередко строятся в виде развевающегося флага соответствующего муниципального образования с нанесенной на флаг или на обрамляющие его элементы надписи. Хотя подобный подход возможен, он не является ни единственным, ни предпочтительным. Наиболее удачным является построение знаков депутатов представительских органов местного самоуправления на основе герба соответствующего муниципального образования.

9. Знаки депутатов целесообразно делать номерными, выдавать под отчет одновременно с удостоверениями при избрании депутата и изымать официально вместе с удостоверением при прекращении депутатом своих полномочий.

Если будет сочтено целесообразным отмечать депутатов, оставляющих свой пост, каким-то памятным знаком, то для этой цели возможно создание особого знака.

10. Должностные знаки депутатов и правила их использования должны утверждаться актом представительского органа местного самоуправления.

11. Встречаются случаи, когда учреждаются особые знаки для председателей представительских органов местного самоуправления, отличных от общедепутатских. Учреждение таких знаков теоретически возможно, но практически является нежелательным, так как противоречит самой сущности депутатского звания: все депутаты равны в том, что они избирались как равные члены представительного органа местного самоуправления и отвечают перед своими избирателями в равной степени, вне зависимости от того, какое положение они занимают в представительных органах. В этой связи для председателей целесообразно использовать такой же знак, как и для всех прочих депутатов.

12. Иные должностные знаки могут применяться для визуальной идентификации иных выборных, назначаемых и нанимаемых должностных лиц, муниципальных служащих и работников органов (организаций, учреждений, предприятий) местного самоуправления. Наиболее практичная форма таких знаков – металлический значок лацканного размера, построенный на основе герба (менее желательно — флага) муниципального образования, при необходимости — с добавлением надписей, или эмблем, указывающих на род профессиональных занятий.

13. Иные должностные знаки и правила их использования целесообразно устанавливать правовым актом представительного органа местного самоуправления или распоряжением главы муниципального образования (главы администрации муниципального образования), вручать под отчет одновременно с удостоверением при вступлении в должность (поступлении на работу) и изымать одновременно с удостоверением при оставлении должности (увольнении с работы).

* * *

II. Наградные знаки (знаки отличия)

14. Наградные знаки (или знаки отличия) служат для визуальной идентификации лиц, чьи заслуги перед муниципальным образованием признаны и официально отмечены органами местного самоуправления.

15. Наградные знаки могут вручаться по решению Главы муниципального образования или представительного органа местного самоуправления (что устанавливается в положении о каждом наградном знаке).

16. В качестве наградных знаков могут использоваться самые разнообразные средства: нагрудные знаки и медали, настольные и настенные медали, нашейные знаки (а также иные носильные знаки, например: броши, перстни, браслеты), почетные дипломы, грамоты и благодарности, сувениры особого рода, ценные подарки и т. п. Отнюдь не все наградные знаки нуждаются в официальном утверждении — сувениры, ценные подарки и т. п. могут изготавливаться и вручаться без специального утверждения. Однако, если награде желательно сообщить официальный статус (т. е. сделать ее постоянно действующей и вручаемой за определенные заслуги, в установленном порядке и (возможно) предоставляющей некие льготы), то такую награду следует утвердить актом представительного органа местного самоуправления или Главы муниципального образования, а ее знак зарегистрировать в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

17. Наиболее распространенными наградными знаками муниципальных образований являются нагрудные знаки, предназначенные для ношения на костюме, изготавливаемые из металла (металла и эмали, металла и иных материалов). Обязательным требованием к таким знакам, если они имеют официальный статус, является наличие в них изображения герба муниципального образования (или, что менее желательно, флага муниципального образования).

18. Наградные знаки муниципальных образований не должны иметь сходства (даже отдаленного) с государственными наградами Российской Федерации. Недопустимо использовать в таких наградах изображения государственных символов Российской Федерации; пятиугольную, обтянутую муаровой лентой колодку; формы знаков, близкие к форме государственных наград, а также ведомственных наград федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь — четырехконечные равноконечные кресты с расширяющимися концами, четырех- и восьмилучевые орденские звезды).

В этой связи целесообразно не применять в наградах муниципальных образований ни в каких формах четырехконечные равноконечные кресты с расширяющимися концами, а также четырех- и восьмиконечные орденские звезды. Для нагрудных медалей муниципальных образований целесообразно использовать диаметр 29 мм и менее (дабы они были зримо меньше нагрудных медалей государственных наград, имеющих диаметр 32 мм).

Недопустимость сходства с государственными наградами распространяется как на внешний вид, так и на названия наград муниципальных образований. Недопустимо применять для наименования муниципальных наград термины «орден», «знак к почетному званию «Заслуженный …» и «Народный …», а также иные названия, близкие к названиям государственных наград.

19. Наградные знаки муниципальных образований должны иметь названия. Например: «Знак «Почетный гражданин города …», «Знак «За заслуги перед городом …», «Знак «От благодарного … района», «Медаль «500 лет города …» и т. п.

20. Формы и художественные решения наградных знаков муниципальных образований могут быть самыми разными и оригинальными. В данном вопросе оригинальность, необычность форм является весьма желательной и целесообразной. Оригинальность, нестандартность знака обеспечивает его четкое визуальное отличие от других подобных наград, а удачное художественное решение и качественное технологическое исполнение пробуждают у награжденных желание действительно носить данный знак и предохраняют награду от того, что она станет «мертвой» и никогда не будет использоваться награжденным для ношения на костюме.

21. Не следует ограничивать выбор муниципальных наград только носильными нагрудными знаками. В дореволюционной российской традиции широкое хождение имели городские наградные медали на шейной ленте, и эту традицию вполне можно продолжать. Кроме того, следует помнить, что при современной культуре костюма нагрудные знаки (даже весьма привлекательные внешне) носятся крайне редко (регулярно — только военнослужащими при военной форме одежды) даже в парадных и торжественных случаях. Вместе с тем, для работающих лиц важным средством репрезентации является их служебный кабинет, офисное помещение. В этой связи, следует уделять внимание наградам, не предназначенным для ношения — настольным медалям, дипломам и т. п. Данные награды в современном пространстве находят действенное применение в оформлении рабочих кабинетов, офисов и даже частных квартир и, таким образом, нередко являются более действенными, а соответственно — и более желанными для награждаемых.

22. Официальные наградные знаки муниципальных образований утверждаются актом представительного органа местного самоуправления или решением главы муниципального образования (Главы администрации муниципального образования), если Главе предоставлено на то право. 
- Утверждающий акт должен включать: 
- собственно утверждающий акт; 
- приложение — Положение о знаке, содержащее правила его вручения и использования, четкий перечень заслуг, за которые знак может вручаться; 
- приложение — Описание знака; 
- приложение — Рисунок знака (цветной).

* * *

III. Эмблемы муниципальных образований

III.1. Эмблема, замещающая герб

23. В редких случаях, требующих специального обоснования, вместо герба основным официальным символом муниципального образования может служить эмблема.

24. Порядок создания, согласования, утверждения, регистрации и использования таких эмблем аналогичен порядку создания, согласования, утверждения, регистрации и использования гербов.

25. Отличие эмблем от гербов заключается в правилах составления и одном правиле использования.

Правило использования — эмблема является графически неизменной. Все изображения эмблемы должны строго соответствовать ее утвержденному рисунку и могут варьироваться только в размерах. (В этой связи описание эмблемы теряет роль основополагающего утверждающего акта, и на первое место выступает рисунок, который должен даваться не в виде иллюстрации к описанию, а в качестве эталонной формы с четким пояснением всех особенностей изображения.)

Правила составления эмблем крайне свободны. В эмблемах могут наличествовать любые изображения (кроме не допускаемых законом, например — государственных символов Российской Федерации), любые цвета (которые могут строго устанавливаться, вплоть до определения по цветовым каталогам, а могут не устанавливаться вовсе [1]), любые сочетания изображений и цветов, всевозможные надписи (в том числе названия, даты) и т. д. 
________________________
[1] Так как эмблема может заключаться лишь в установленной форме, которую допускается воспроизводить любым цветом или сочетанием цветов.


26. Причины, по которым использование эмблем в качестве основного официального символа муниципального образования является нехарактерным, лежат в области традиции. В течение многих веков герб является знаком власти, суверенитета, прав и самостоятельности. Эмблема же служит лишь средством визуального обозначения владельца и ничего не говорит о его правах (за некоторыми исключениями). Именно поэтому эмблемы (и их трансформация ХХ века – логотип) широко используются в символике различных предприятий, корпораций и общественных организаций. Основными же знаками государств, регионов и муниципалитетов были и остаются гербы.

III.2. Эмблемы подразделений органов местного самоуправления, муниципальных органов, организаций, учреждений и предприятий

27. В практической деятельности муниципальных образований может возникнуть необходимость обозначить специальными знаками подразделения органов местного самоуправления, органы, организации, учреждения и предприятия, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или учрежденных (соучрежденных) муниципальным образованием. Возможно также возникновение ситуации, когда в муниципальном образовании будет происходить разовое или повторяющееся событие (мероприятие), требующее знакового оформления (юбилей, фестиваль, выставка, съезд, конкурс, торжество и т. п.). Для всех подобных случаев могут быть использованы эмблемы, создаваемые на основе герба или флага муниципального образования.

28. Данная практика соответствует традиционной геральдической системе: тот, кто обладает суверенитетом, самостоятельностью и властью — владеет гербом, а зависимые от него структуры — эмблемой. (Так, например, Российская Федерация как суверенное государство имеет герб, а основные структуры государственной власти — министерства и ведомства — эмблемы, построенные с использованием Государственного герба в качестве геральдической основы).

29. Эмблемы данного класса обладают общим свойством эмблем — они являются графически неизменными и все их изображения должны точно соответствовать установленному рисунку.

30. Эмблемы подразделений органов местного самоуправления обыкновенно строятся посредством использования герба (муниципального образования), дополненного знаками, указывающими на род профессиональных занятий подразделения. Надписи в таких эмблемах нежелательны.

31. Эмблемы органов, организаций, учреждений и предприятий, находящихся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или учрежденных (соучрежденных) муниципальным образованием могут строиться самыми разнообразными путями (в том числе — как с надписями, так и без них) с общей рекомендацией использовать в их составе герб или флаг муниципального образования или такую художественную композицию, которая создавала бы явные ассоциации с гербом либо флагом.

32. Эмблемы разовых мероприятий могут строиться любыми путями, но обыкновенно в них присутствуют надписи, указывающие какому именно мероприятию они посвящены. Предпочтительно использовать в таких эмблемах не полные изображения герба (флага), но отдельные гербовые фигуры, переработанные художественные композиции, близкие гербу, но отличные от него по основным геральдическим признакам.

33. Все перечисленные виды эмблем могут утверждаться актами представительного органа местного самоуправления, решениями Главы муниципального образования, а в отдельных случаях (если это не противоречит положению о гербе или флаге) — использоваться без официального утверждения.

© 2023 О гербах. Геральдика сегодня. (2001—)