При создании и утверждении официальных символов муниципальных образований следует уделять внимание тактичному и своевременному решению вопросов авторского права. Разработчики изображений официальных символов в принципе могут заявить на них авторские права и, ссылаясь на Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», требовать вознаграждения за каждое использование выполненного ими изображения.
Статья 8 упомянутого Закона устанавливает, что не являются объектами авторского права:
«- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их переводы);
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки, иные государственные символы и знаки».
Закон был принят в 1993 году, до принятия Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и 2003 гг., устанавливающих формальную возможность учреждения официальных символов муниципальных образований и потому не мог содержать упоминания о них.
Изображение официального символа муниципального образования, внесенное в правовой акт, учреждающий данный официальный символ, становится частью официального документа (акта об утверждении официального символа) и в этом качестве подпадает под действие положения закона о нераспространении авторского права на официальные документы.
Следует, однако, помнить, что создание официального символа не всегда сводится к созданию его рисунка: творческое участие (в том числе и решающее) в создании официального символа могут принимать самые разные лица, а их роль в создании официального символа может превалировать над ролью художника (например: идея и геральдическое описание герба созданы неким лицом, которое привлекло художника лишь на завершающей стадии для технического выполнения рисунка по уже готовому описанию). Кроме того, учитывая, что гербы не имеют изобразительных эталонов, практические нужды могут потребовать наличия нескольких разнообразных по стилистике и назначению рисунков, заказываемых разным художникам. Таким образом, проблема авторского права на официальные символы может оказаться крайне сложной и запутанной: разработчик герба может претендовать на авторство идеи и концепции, художник — на авторство рисунка.
Дабы избежать всех перечисленных сложностей, целесообразно утверждать в качестве официальных символов муниципальных образований только те знаки, разработчики и художники-изготовители рисунков которых предварительно официально передали свои права на них муниципальному образованию. Подобная передача нередко подразумевается сама собой разумеющейся, когда разработчик (художник) принимает участие в конкурсе или заключает договор на разработку официального символа. Тем не менее, во избежание споров и недоразумений в условиях конкурса или договора желательно четко указывать, что при учреждении официального символа все права на него, кроме права на указание имени автора, переходят муниципальному образованию. Если соответствующие пункты не были своевременно внесены в условия конкурса или договора, то целесообразно заключить с автором рисунков соответствующих символов Авторский договор о передаче муниципальному образованию исключительных прав на выполненное изображение (в соответствии со статьями 30-33 упомянутого Закона).