01.01.1998
Государственная герольдия при Президенте РФ (составитель — М.Ю. Медведев)
I. Первоочередные рекомендации
II. Право на герб
III. Значение и символика герба
IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы
Введение (Государственный герольдмейстер Г.В. Вилинбахов)
Геральдическая система каждого государства всегда имеет несколько составляющих. Это — государственная, территориальная, ведомственная, родовая или личная геральдика. Земельная или территориальная геральдика России имеет давнюю историю. Многие территориальные гербы связаны с эмблемами, символизировавшими то или иное княжество, «землю» в период формирования русского централизованного государства. Другие — происходят от полковых эмблем, которые были «сочинены» для ротных знамен армейских полков при императоре Петре Великом.
Ha протяжении XVIII – XIX веков территориальная геральдика России продолжала развиваться. Это означало не только создание новых городских, уездных и губернских гербов, но и попытки их систематизации, создание системы дополнительных фигур, характеризующих статус гербовладельца, и т. д.
После 1917 года развитие территориальной геральдики России замерло. С одной стороны, не существовало специального акта советского правительства, запрещающего или упраздняющего территориальные гербы, с другой стороны, общественно-политические условия в стране нe способствовали их иcпользованию и созданию новых. При этом следует отметить широкое использование земельных гербов в практике небольшевистских правительств и движений. Это можно проследить, в частности, по оформлению денежных знаков 1918 – 1920 годов.
Таким образом, территориальная геральдика сохранила свою легитимность, и как только сложились условия для ее возрождения, она ожила. Следует отдать должное любителям земельных гербов, коллекционерам значков. Благодаря их усилиям, созданию многочисленных серий значков с городскими гербами, а также журналу «Наука и жизнь», опубликовавшему серию статей о городских гербах, территориальная геральдика стала очень популярной в России.
Надо отметить и книги Сперансова и Соболевой, давших богатый материал для всех любителей геральдики, прежде всего территориальной.
После 1991 года интерес к созданию гербов и флагов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, городов значительно усилился. Для проведения единой государственной политики в области геральдики Правительством России 20 февраля 1992 года была создана, a фактически восстановлена, геральдическая служба, в сферу компетенции которой вошла и территориальная геральдика.
Переподчинение службы Президенту России в 1994 году и учреждение Государственного геральдического регистра способствуют повышению авторитета российской геральдики в целом и стимулируют ее дальнейшее развитие.
Федеральное совещание в Санкт-Петербурге призвано не только проинформировать представителей субъектов федерации о состоянии дел в области территориальной геральдики, но и выработать совместно решения спорных вопросов, обсудить проект закона о территориальной геральдике и наметить пути дальнейшего сотрудничества.
Настоящие методические разработки должны помочь в этой работе, способствовать сближению всех заинтересованных сторон.
Государственный герольдмейстер
Г. В. Вилинбахов
* * *
Территориальные и муниципальные гербы. Методические рекомендации по разработке
С узаконением обширных прав и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления территориальные символы становятся исключительно важными представительски-правовыми знаками, выражающими права и авторитет органов власти. Правильное и согласованное употребление корректно разработанных территориальных символов является насущной потребностью становления правового государства.
Представляемое здесь изложение гербоведческих и геральдико-правовых норм подчинено практической задаче: облегчить работу тех, кто разрабатывает государственную символику субъектов Российской Федерации и официальную символику муниципальных образований. Многие из перечисляемых норм широко известны благодаря популярным и учебным изданиям, другие знакомы только исследователям и до сих пор не рассматривались (или почти не рассматривались) в общедоступных публикациях. Рекомендации готовились в расчете на широкий круг адресатов; предполагается, что они будут небесполезны и для начинающих любителей геральдических художеств, и для тех, кто интересуется этой темой уже давно, а также для официальных лиц органов власти и самоуправления, связанных с геральдической проблематикой по долгу службы.
Обращаясь к перечисленным здесь нормам, стоит учитывать, что формально гербоведческие принципы неразрывно связаны с такими важнейшими функциями герба, как юридическая (герб является объектом права и в то же время представляет своего обладателя в качестве субъекта права), репрезентативная (герб — парадный, торжественный знак) и прежде всего — опознавательная. Некоторые правила составления гербов могут показаться на первый взгляд архаичными, неактуальными, недостаточно логичными и т. д. Однако их несоблюдение неизбежно наносит урон гербу — его правовой корректности, парадности и узнаваемости.
I. Первоочередные рекомендации
При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1).
Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).
Не пытайтесь выразить в гербе всё — всю историю, все достопримечательности и т. п. (разделы 5, 6).
Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11).
Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается (раздел 14).
Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита - также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21).
В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика — орел и триколор (раздел 22); региональная (губернская, областная и т. п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23).
Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно.
1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т. д. [1]
____________________
[1] Так, Новооскольский район Белгородской области, включающий в себя г. Новый Оскол, в качестве районного герба утвердил старинный герб райцентра. Белгородский район (представляющий собою муниципальное образование, отдельное от Белгорода) оказался вынужден создавать для себя новый герб (хотя при этом была вполне резонно использована та же символика, что и в гербе г. Белгорода).
Аналогичным образом Рязанский район,отдельный от г. Рязани, принял герб, сходный с городским, но в то же время наделенный отличительными чертами.
Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (...), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.
Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.
2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее.
Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.
Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т. п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.
В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были «автоматически» отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 гг., и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе — в качестве территориальных и моральных преемников — воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но «знаковое ядро» сохранится.
Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего — Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).
3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно:
3.1. Создание нового герба с использованием или без использования элементов существовавших ранее гербов;
3.2. Соединение гербов в один составной;
3.3. Принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.
Следование рекомендациям, изложенным в разделах 1-3, обычно позволяет найти убедительное решение по вопросу, который на первый взгляд может показаться запутанным [2].
___________
[2] Рассмотрим несколько условных, абстрактных примеров.
Представим себе некий район А, являющийся муниципальным образованием, в состав которого входят два города: А (центр района) и Б. В принципе органы самоуправления района могут установить три разных герба: общерайонный, города А и города Б (два последующих — для использования, наряду с общерайонным, в соответствующих городах). Более того, возможно создание и употребление четвертого, соединенного герба, в котором встретятся символы района и двух городов. Эта возможная, но громоздкая модель поддается упрощению; так, можно ограничиться принятием герба района и вообще не ставить вопрос о символике обоих городов (но если они — или один из них — имеют исторический герб, такой маневр безусловно нежелателен); установить единый герб для района А и города А (если население Б не воспротивится); установить гербы обоих городов и в виде соединенного герба пользоваться как районным символом.
Иная ситуация — в районе В, где райцентр В выделен в самостоятельное муниципальное образование. В этом случае район В и райцентр В должны иметь разные гербы (хотя вполне закономерным было бы использование общей символики и даже зрительное сходство — но не совпадение! — обоих гербов). При этом не имеет значения, является ли райцентр городом или нет.
В любом случае действует принцип, согласно которому герб служит отличительным знаком: один муниципалитет может при определенных обстоятельствах иметь более одного герба; но два разных муниципалитета (или тем более муниципалитет и субъект Федерации) не могут и не должны иметь одинаковый герб.
III. Значение и символика герба
4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба: репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это «необщее выражение лица» во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).
История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика — надуманной или навязанной и т. д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).
5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т. д.). Но не стоит превращать герб в «краткий путеводитель» и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.
6. Один из классических способов создания герба — принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох — в гербе г. Гороховца, ворон — в гербе г. Грайворона, старая женщина — в гербе г. Старицы и т. д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т. п.
7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом «самых геральдических» знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур — как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т. п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т. д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.
В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12 и 13.
IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы
8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).
9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т. д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя «металлами» — золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью «финифтями» («эмалями») — лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, «противогорностаевый» и т. д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных существ).
При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червлени (рис. 1), лазури (рис. 2), зелени (рис. 3), пурпура (рис. 4). Золото изображается поверхностью, покрытой точками (рис. 5), серебро — незаштрихованной поверхностью (рис. 6). Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении — пересекающимися штрихами (рис. 7). Приведены также два основных типа воспроизведения горностаевого меха (рис. 8) и беличий мех (рис. 9). Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми «хвостиками», изображаемыми так же, как и горностаевые. Соболий мех эквивалентен черному цвету.
10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот — фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это — так называемое «основное правило геральдики».
Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с «запрещенным» сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует — хотя бы без такого утверждения — более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать.
11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона — справа.
Живые существа — люди, животные, ангелы и т. п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя — налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.
Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской автономной области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т. д.
12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т. д., или всадника на скале).
13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т. п.
14. Герб не является графически неизменным. Герб — не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль — пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее «формулу герба». Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией.
15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.
При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т. д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения [3].
____________________
[3] Слияние городов Борисоглебска и Романова в 1822 году подразумевало и слияние их гербов. Но составной герб, принятый в городе без запроса в Герольдию (щит пересечен; вверху, на «губернском» месте — герб Борисоглебска; внизу — герб Романова), оказался несостоятельным и в геральдическом, и в правовом плане. Окончательно вопрос о гербе города (который сегодня называется Тутаевом) решился только в 1995 году, когда из шести вариантов гербоведчески корректного, «уравновешенного» соединения обоих старых гербов городская администрация выбрала и утвердила один.
В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.
16. В состав герба может входить девиз — лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты — главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение.
Иное помещение надписей в гербах — как в пределах, так и за пределами щита, — не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т. п.).
Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются «освященными давностью» и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб — классический пример геральдического дурного тона.
Герб является «изобразительным именем», и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.
17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.
Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям — условным фигурам (животных, людей и т. п.), поддерживающим щит. Значение этих элементов, их историческая роль и возможное место в современных гербах поясняются ниже; и в большинстве случаев целесообразно вовсе отказаться от них.
18. Короны в гербах не являются и никогда не являлись символом монархического правления (недаром они часто встречаются в гербах республик). Геральдическая корона — это знак определенного достоинства и символ собственных прав (самоуправления — в случае с муниципалитетами, государственной власти — в случае с субъектами Федерации). Правила геральдики и прецеденты определяют, какая именно корона соответствует тому или иному статусу (правовому, историческому и т. п.).
Использование корон в российской территориально-административной геральдике имеет давние традиции. С начала ХVIII века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории: так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли — великокняжеская шапка и т. д. В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами: см. рис. 9.
Рис. 9. Азовский земельный герб, пожалованный в 1730 году. Щит увенчан характерной короной — уникальной принадлежностью российской территориальной геральдики. Декоративный золотой картуш, края которого обрамляют щит, являются не частью герба, а орнаментальным дополнением, не имеющим геральдического значения. Рис. М.Ю. Медведева
Совершенно иной характер имели короны, введенные для территориальных и городских гербов Указом 1857 года. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их место заняла императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной «древней царской короне» в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Собственно, все эти короны не были губернскими, областными или уездными символами; они были знаками верховной власти и принадлежали не территориям, как таковым, а ячейкам определенной территориально-административной системы.
Подобным образом короны (башенные и иные), введенные в 1857 году для городов и посадов, были неразрывно связаны с той же системой управления и знаменовали не собственную идентичность города, но его административный статус (центр губернии, уезда и т. п.).
С отменой губернско-уездного деления и введением новой территориальной системы в 1920-х годах все короны, установленные Указом 1857 года, лишились своего геральдико-правового основания. Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы — для центров царств и т. п.).
Сегодня в гербах субъектов Российской Федерации, обладающих собственными органами государственной власти, абсолютно неуместна императорская корона [4]. Если существует старинная «собственная» корона региона (из числа введенных в 1730 году или аналогичная), она вполне может быть использована в гербе нынешнего субъекта Федерации. Так, в гербе Пермской области присутствует историческая корона (шапка) образца 1730 года.
___________
[4] Эти жесткие ограничения в полной мере относятся только к короне, венчающей щит. корона, изображенная в пределах щита имеет иное геральдико-правовое значение. В случае с гербом Вологодской области было решено для отличия от герба г. Вологды изобразить императорскую корону — но не над щитом, где она не могла помещаться, а в верхней части (главе) щита.
Несколько иные принципы действуют в отношении гербов муниципальных образований. Общая система городских, посадских и уездных корон, утвержденная в 1857 году, совершенно неприложима к сегодняшней ситуации; необходимо на федеральном уровне вводить новую систему статусных корон, и проект соответствующего документа сейчас обсуждается. До принятия такого документа Герольдия настоятельно рекомендует не помещать в муниципальных гербах никаких корон.
Исключение в отношении исторических столиц упоминалось выше. Муниципалитет Ярославля, пользуясь исторической привилегией, зарегистрировал герб города с шапкой Мономаха над щитом, но до утверждения общих норм тактично воздерживается от введения этой полной версии герба в повсеместное употребление.
19. Окружающие щит венки в российских гербах тоже традиционно рассматриваются как знаки статуса, и до общей федеральной систематизации их имеет смысл избегать (поскольку вне общей системы знак статуса оказывается бессмысленным и некорректным). Включение в герб венка какого-либо нового образца (не употреблявшегося ранее в русской геральдике) также не может считаться удачным, поскольку такой элемент приобретает значение знака статуса по аналогии с историческими версиями венков.
В силу разных причин это относится и к дореволюционным орденским лентам, включавшимся в гербы в соединении с различными атрибутами (теми же венками или иными знаками, отражавшими местную специфику). Сегодня для восстановления подобных украшений в местных гербах нет должных оснований.
20. Награды (ордена, медали), принадлежащие субъекту Федерации или городу, могут быть отражены в гербе. Возможно помещение ленты таковой награды вокруг щита или же изображение знака ордена (медали), подвешенного к щиту на своей ленте. В принципе утверждать такие знаки в составе гербов совершенно необязательно, даже нежелательно, т. к. это противоречит российской традиции. Согласно общим геральдическим нормам, герб обладателя награды (территории, города и т. п.) допускается официально воспроизводить с соответствующим наградным знаком (как это описано выше) даже тогда, когда никакие документы и акты о гербе этого не предусматривают.
21. Щитодержатели, или фигуры в опорах щита — особые элементы герба, связываемые в российской геральдике (и в большинстве других локальных геральдических традиций) с определенным высоким статусом гербовладельца.
Немногочисленные, но весомые исторические прецеденты установили в России право на щитодержателей для центров обширных регионов; сегодня им соответствуют центры субъектов Федерации. Так, Новосибирск пользуется гербом со щитодержателями, поскольку является областным центром. Выборг (в прошлом — центр лена, провинции, губернии) сохраняет своих щитодержателей, поскольку они были утверждены за ним не в качестве административного атрибута, но в качестве «индивидуального отличия». Однако это — уникальное исключение. Прочие муниципалитеты, если они не являются центрами своих субъектов Федерации, не могут использовать щитодержателей.
Государственный статус субъектов Федерации дает каждому из них безусловное право помещать щитодержателей в собственных гербах.
Одновременно со щитодержателями в герб вносится подножие, на котором они стоят (в случае с летучими существами подножие не обязательно). Обычно это — условная орнаментальная «подставка» или зеленая земля. Однако подножие может иметь иную, более сложную форму.
22. Не допускается произвольное внесение общероссийских символов в местные гербы.
Двуглавый орел Российской Федерации, ее государственный бело-сине-красный флаг, лента этих же цветов — все эти эмблемы не могут служить ни элементом, ни геральдической основой для герба, ни основой для его части.
Дореволюционная общероссийская символика (двуглавый орел в версиях, употреблявшихся до 1917 года; императорская корона и т. п.) может сохраняться в гербе, если это основано на исторической традиции и на конкретных узаконениях. Так, в гербе Санкт-Петербурга сохраняется скипетр, увенчанный двуглавым орлом, поскольку помещение этой почетной эмблемы в герб города было санкционировано императорскими указами (1730 и 1780 годов).
23. Внесение региональных гербов или их элементов в состав муниципальных гербов тоже не может быть произвольным.
Для уяснения того, каким оно может быть, понадобится еще один исторический экскурс.
В 1778 году впервые в качестве официального принципа было провозглашено помещение элемента земельного герба в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т. п.), а внизу — собственный герб города. Аналогичным образом строился герб уезда. Местная символика оказывалась «подавленной».
Эта схема отражала отсутствие реального самоуправления и подчинение города властям губернии, наместничества, а равно верховной власти. Собственно, такие гербы являлись не столько городскими символами, сколько губернскими символами в отдельных городах и уездах. Именно это и определялось в официальной формулировке, окончательно утвердившейся при Николае I: «герб такой-то губернии для такого-то уезда». Значению подлинно местного символа такой герб соответствовать не мог. Это положение вызвало справедливую критику и было изменено в ходе реформы, проведенной Указом 1857 года.
По этому Указу все верхние «губернские» части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась так называемая вольная часть — четырехугольник, примыкающий к краю щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Аналогичные правила применялись и в отношении губернской символики в гербах уездов, а также областной символики в гербах уездов и городов, хотя в Указе это не было указано прямо.
Соответствующая Указу трансформация герба представлена на рис.10. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено; в большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П.П. фон Винклера) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с геральдико-правовой точки зрения реформа была проведена, а «пересеченные» гербы отменены.
Рис. 10. Герб города Рузы Московской губернии до и после реформы 1857 года
После территориально-административных реформ конца 1920-х гг. городские гербы (практически уже не употреблявшиеся, но в принципе и не отмененные) утратили не только короны, но и вольные части с региональной символикой.
Когда сегодня заходит речь об использовании старинного местного герба, следует помнить, что до сегодняшнего дня этот герб дошел без корон и прочих атрибутов, а также без земельных эмблем в щите (не только без верхней губернской половины, но и без губернской вольной части!); именно в этом виде герб сохранился и, следовательно, в этом виде должен использоваться до новой реформы.
Сегодня обозначение принадлежности муниципального образования к субъекту Федерации вполне возможно, но требует соблюдения определенных условий.
Во-первых, у самого субъекта Федерации должен быть герб. Во-вторых, Положение или Закон об этом гербе должен предусматривать возможность воспроизведения герба этого субъекта Федерации в муниципальных гербах.
В случае соблюдения этих двух условий герб субъекта Федерации может быть беспрепятственно внесен в вольную часть муниципального герба — так же, как это делалось с губернскими гербами в дореволюционную пору.
В противном случае можно лишь помещать в муниципальном гербе, в качестве одной из фигур общей композиции, какие-либо элементы традиционной символики региона. Впрочем, иногда этого бывает вполне достаточно для создания эффектной композиции с легко узнаваемым обозначением территориальной принадлежности. Но при этом необходимо соблюдать определенный геральдический такт, поскольку фигуры из исторического герба региона в большинстве случаев нельзя воспроизводить без существенных изменений — иначе это будет неправомерное использование чужого герба.
24. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (Закон, Положение и т. д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ — это обеспечит соблюдение всех норм.
25. Никакие консультации, «регистрации» и т. п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Государственной герольдии.
Точно так же экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем.