Е.С. Щукина
Фонд медалей Германии XVII в., хранящийся в Отделе нумизматики Эрмитажа, насчитывает около двух тысяч памятников, в числе которых работы свыше ста медальеров разных школ и около четырехсот анонимных произведений. Собрание представляет большой интерес как в историческом, так и художественном плане, являясь своеобразным отражением сложной и бурной эпохи истории Германии. Реакция, последовавшая за Реформацией, предельно обострила политическую ситуацию, вызвала столкновение многих социальных групп. Беспрерывные войны разоряли крестьянство, истощали некогда цветущие города, опустошали целые земли. Все это неизбежно сказывалось на сфере искусства, но, как ни парадоксально, косвенно сыграло положительную роль в развитии немецкой медали. Современный нам исследователь справедливо связывает расцвет медальерного искусства в ряду других областей малой пластики Германии XVII в. с неустойчивостью ситуации и отсутствием заказов на монументальную и станковую скульптуру в условиях разрухи, в которую была ввергнута страна (1).
Активизировавшиеся в те времена центробежные силы способствовали дроблению Германии на десятки крупных, мелких и мельчайших государств, королевств, княжеств, герцогств и т. п. Каждый правитель стремился использовать суверенное право монетной чеканки, а вслед за ней и выпуска памятных медалей. Медаль XVI в. была преимущественно литой и появлялась в достаточно ограниченном количестве экземпляров. В начале XVII в. происходит окончательный переход к технике чеканной медали, что значительно повышает тираж памятников медальерного искусства. По сравнению с предыдущим столетием общий объем медалей вырастает в несколько раз. Далеко не равноценные в историческом и художественном отношении, они тем не менее объединены рамками единого стиля. В арсенале выразительных средств барокко широко использовались иносказания - символика и аллегория. В медальерном искусстве эти элементы стали особенно общеупотребительными в связи с миниатюрными размерами его произведений. «Аллегорическое изображение способно совместить в себе образы самого различного порядка - от предельно отвлеченных олицетворений какой-нибудь идеи до достоверных воспроизведений элементов реальности, включая, например, портретные изображения. В основу аллегории кладется особый «идеографический» принцип, предполагающий не образное, а знаковое взаимодействие его составных элементов, каждый из которых наделен определенной символической нагрузкой» (2). В систему подобных знаков органично укладывалась геральдика, и в медальерном искусстве Германии XVII в. происходит ее дальнейшее развитие как в смысловом, так и изобразительном аспектах.
Геральдические мотивы появляются на немецкой медали уже в самые первые годы ее развития — в начале XVI в. Чаще всего изображением герба оформлялась оборотная сторона портретной медали, что сразу же четко определяло место изображенного в социальной иерархии. На особо репрезентативных официальных памятниках наряду с государственным гербом помещались гербы отдельных земель. Наиболее яркий пример — медаль 1521 г. по рисунку А. Дюрера, преподнесенная Карлу V Нюрнбергом. На ней, помимо двуглавого орла Священной Римской империи, изображены гербы двадцати семи владений Габсбургов в Испании, Италии, Африке и Средиземном море (3). В медальерном искусстве Германии XVII в. геральдика находит свое дальнейшее развитие, причем мы последовательно встречаемся с традиционным использованием одного гербового изображения, с композициями из нескольких гербов, а также их отдельных элементов. На рубеже XVII-XVIII вв. частым становится отождествление гербовых фигур с персонами правителей. Все более широкая и разнообразная интерпретация геральдического материала говорит о дальнейшем укреплении позиций геральдики и расширении сферы ее применения.
Наиболее репрезентативные медали XVII в. были созданы по заказу самых могущественных держав германоязычной Европы, в первую очередь — Священной Римской империи. Достаточно вспомнить большой медальон, преподнесенный Леопольду I по случаю освобождения от осады Вены в 1683 г. На оборотной стороне его помещено изображение государственного герба империи — двуглавого орла в пышном орнаментальном картуше и в окружении надписи, перечисляющей военные победы императора (4). В конце XVI — первой половине XVII в. среди прочих германских государств все большее значение приобретает Бранденбург. Фридрих-Вильгельм, «Великий курфюрст», уделяет большое внимание отражению событий своего правления в медалях. Помимо медалей, посвященных конкретным событиям, в его время были выпущены памятники, предназначенные для целей представительства. В собрании Эрмитажа имеется прекрасный образец такой медали работы И. Хёна и X. Мельхиора (5). На лицевой стороне ее помещен погрудный портрет Фридриха-Вильгельма в богатом орнаментальном картуше, украшенном фигурами ангелов, плодами и увенчанном короной курфюрста. По краю медали идет латинская надпись с именем и титулом изображенного, завершающимся на оборотной стороне, в центре которой представлен одноглавый орел. На груди орла щиток с изображением скипетра, на крыльях — 24 герба земель, входящих в Бранденбург. Скрупулезная точность в передаче титулатуры и гербовых изображений говорят об официальности памятника, задуманного как ценный и престижный дипломатический подарок. Отсутствие даты делает медаль пригодной для любой дипломатической оказии.
Рис.1. Х. Мельхиор. Медаль с портретом Фридриха-Вильгельма Бранденбургского. Лицевая и оборотная стороны
Гербовые изображения были обязательными для медалей, связанных с церемониями коронации или торжественной присяги подданных той или иной части государства. На медали М.Г. Омейса в память коронации Фридриха-Августа, курфюрста Саксонии, короной Польши в 1697 г. на четырехчастный польский герб наложен овальный саксонский щиток. Сочетание геральдических изображений в данном случае свидетельствует о двух престолах, которые одновременно занимал Фридрих-Август — курфюрста Саксонии и короля Польши (6).
Нельзя не упомянуть еще одной группы памятников, так называемых гнаденпфеннигов, с портретами правителей и их гербами. Их традиция идет из XVI в., особенно часто они встречаются в начале и середине XVII в. Многие из них были овальными, вставлялись в богатые оправы, украшенные эмалями и драгоценными камнями. Эти медали, вручавшиеся в знак особого расположения и милости правителя, примыкали к системе официальных наград и носились на платье на золотых цепях (7). Из числа великолепных гнаденпфеннигов собрания Эрмитажа упомянем золотой и серебряный экземпляры медали герцога Иоганна-Адольфа Шлезвиг-Голштейна, 1608 г. (8); овальную медаль в узорном обрамлении Иоганна Христофа, епископа Эйхштеттена, 1621 г. (9) и, наконец, две медали герцогов Брауншвейг-Люнебурга Фридриха-Ульриха, 1620 и Юлия Эрнеста, 1630 гг. (10). Оборотные стороны всех перечисленных медалей оформлены изображениями гербов в сопровождении девизов. Гнаденпфенниги имеют близкие аналогии в медальерном искусстве других европейских стран, преимущественно на севере континента (Дания, Швеция) и в Англии, где в середине XVII в. так называемые «badge» принимают форму наградных воинских медалей. Геральдические изображения на них чередуются с батальными сюжетами (11).
Рис.2. Медаль Иоганна-Адольфа, герцога Шлезвиг-Голштейна, 1608 г. Лицевая и оборотная стороны
Богатая событиями эпоха рождала многочисленные поводы для создания памятных медалей. Тридцатилетняя война, война с Францией, борьба антитурецкой коалиции с Портой вызвали лавину медалей в память побед и поражений, военных и дипломатических союзов, перемирий и мирных трактатов. Геральдика играет не последнюю роль в композициях многих из этих произведений.
Один из самых ярких представителей медальерного искусства барокко, данцигский медальер Себастьян Дадлер исполнил медаль в память ратификации Вестфальского мира Фердинандом III в 1649 г. (12). На лицевой стороне ее на фоне широкого пространства с видом Вены вдали изображен император на вздыбленном коне. Круговая немецкая надпись гласит: «Великий Фердинанд, краса Европы приносит своим народам покой после войны». На оборотной стороне над видом Нюрнберга в небесах развернута сложная аллегорическая сцена, в центре которой орел в короне со скипетром, мечом и державой в лапах — личная эмблема Фердинанда, олицетворяющая в данном случае главу Священной Римской империи. Резвящиеся в облаках ангелы держат цепь с нанизанными на нее десятью гербами. Два верхних — с тремя лилиями и знаком рода Ваза (снопом), олицетворяют собой Францию и Швецию. Нижние восемь — гербы курфюршеств — основных земель, входящих в состав империи, чьи правители имели право на выборы императора. Три левых герба принадлежат духовным княжествам - архиепископствам Майнца, Кёльна и Трира, далее следуют гербы Богемии, Баварии, Саксонии, Бранденбурга и Пфальца. Гербы несут основную смысловую нагрузку произведения. Надпись, окружающая изображение, дает лишь оценку события в торжественно-приподнятом тоне: «Сим божественным миром и единством осчастливлен весь христианский мир». Патетика, пронизывающая все произведение, чрезвычайно характерна для искусства барокко. «Барочный образ это всегда образ на пьедестале; подлинное величие сливается в нем с откровенным возвеличением» (13). Медаль восхищает мастерством исполнения, прекрасной передачей городских панорам, точностью соотношения близких и дальних планов, виртуозностью отделки множества мельчайших деталей. В медальерном искусстве талант художника всегда шел об руку с профессиональными навыками ремесленника-резчика по стали. Для исполнения чеканной медали изготавливали два стальных штемпеля, на которых медальер вручную вырезал вглубь негативные изображения будущей медали. Сложные по композиции и пронизанные динамикой произведения XVII в. кажутся перешагнувшими предел человеческих возможностей.
Рис.3. С. Дадлер. Медаль в память ратификации Вестфальского мира, 1649 г. Лицевая и оборотная стороны
Одновременно с Вестфальским миром был заключен мир между Испанией и семью соединенными провинциями Нидерландов. Маленькая страна на севере Европы после восьмидесятилетней борьбы с могущественным противником наконец обрела независимость. Медаль, отмечающая это событие, была заказана С. Дадлеру по проекту, сочиненному профессором Лейденского университета М. Боксхорном (14). Основной смысловой акцент композиции лицевой стороны медали составляют гербы, которые несет хоровод из семи девушек, олицетворяющих собой Голландию, Зеландию, Фрисландию, Гельдерн, Утрехт, Гронинген и Овериссель. Надпись перенесена на оборотную сторону медали и заключена в цветочную гирлянду. Краткая латинская легенда сообщает о свободе, обретенной Соединенными провинциями после восьмидесятилетней борьбы и о вечном мире, заключенном с Испанией.
В памятниках медальерного искусства нашли свое отражение значительные события внутриполитической жизни Германии XVII в. Традиционным был выпуск медалей по поводу рейхстагов — собраний представителей земель империи, на которых решались общегосударственные вопросы. Как правило, на этих медалях изображались портреты и гербы курфюрстов, окружающие портрет императора или герб империи. К началу XVII в. права курфюрстов (выборщиков императора) имели правители семи земель. На клиппе (четырехугольной медали) 1613 г. в память рейхстага в Регенсбурге вокруг двуглавого орла изображены гербы Кёльна, Майнца, Трира, Бранденбурга, Саксонии, Богемии и Пфальца. На оборотной стороне клиппы помещена шестистрочная немецкая надпись «В 1613 году на рейхстаге в Регенсбурге была я отчеканена». Внизу изображен герб Регенсбурга — два скрещенных ключа бородками вверх (15).
Рис.4. Клиппа в память рейхстага в Регенсбурге, 1613 г. Лицевая и оборотная стороны
В ходе Тридцатилетней войны Пфальц временно потерял права курфюршества и на медали в память рейхстага (1630 г.) работы X. Ленера изображены портреты шести курфюрстов вокруг портрета Фердинанда II. На оборотной стороне шесть гербов вокруг имперского орла (16). В конце Тридцатилетней войны Пфальц вновь приобрел временно потерянное право и его герб фигурирует на известной нам медали Дадлера в память ратификации Вестфальского мира. Обязательным было изображение гербов на медалях, связанных со сравнительно небольшими промежутками времени между смертью одного императора и избранием следующего. Заместителем (викарием) императора на этот срок для северогерманских земель становился курфюрст Саксонии, для южных — Пфальца. Среди выпущенных в это время так называемых vicariatsmedaillen есть такие великолепные экземпляры как медаль Иоганна-Георга I (1619 г.) с его конным портретом на лицевой стороне, личным девизом Pro rege et grege (за закон и народ) и изображением саксонского герба у ног коня. На оборотной стороне медали в окружении имени и титула курфюрста изображен многопольный личный герб Иоганна-Георга (17). Геральдические мотивы в данном случае призваны подчеркнуть особую официальность и торжественность памятника.
Значительную часть общего фонда немецких медалей XVII в. составляют произведения, связанные с дальнейшим развитием и усилением городов. Если в городских медалях XVI в. преобладали портреты членов патрицианских родов Нюрнберга, Аугсбурга, Гамбурга, то круг подобных памятников XVII в. значительно шире как по географии, так и по тематике. Медали отмечают торговые союзы, события внутренней жизни, даты основания и юбилеев учебных заведений. В эмблематике городских медалей гербы занимают основное место. В собрании Эрмитажа хранится редкая медаль работы X. Малера, посвященная торговому союзу Гамбурга, Нюрнберга, Данцига и Венеции 1624 г. На ее лицевой стороне в характерном для начала столетия орнаментальном картуше крестообразно расположены четыре герба (18).
Одним из главных центров развития немецкого медальерного искусства был Аугсбург. Большинство медалей, выпущенных в этом городе, имеют обозначение в виде фигуры его герба — шишки пинии. Миниатюрная аугсбургская медаль 1612 г. с видом города и гербом на лицевой стороне воспроизводит на оборотной изображения семи гербов старейших членов городского совета, так называемых «Септемвиров», представляющих крупнейшие партицианские фамилии Аугсбурга — Вельсеров, Рембольдов, Имхофов, Вальтеров, Фуггеров, Пейтингеров и Релингеров (19). Сочетания городского герба с гербами членов магистрата встречаются также на многих нюрнбергских медалях (20). В собрании Эрмитажа хранится редчайший экземпляр медали г. Равенсбурга, по праву считающейся самой красивой городской медалью Германии (21). На ее лицевой стороне изображен вид города, окруженного городскими стенами, с излюбленной в графике и медальерном искусстве того времени точки — высоты птичьего полета. Под изображением заключенная в картуш надпись: «Равенсбург»; над изображением два овальных щита с гербом империи и города, под ними дата — 1624. На оборотной стороне в центре медали звездообразно расположены пять гербовых щитов причудливой формы; по краю медали идут изображения еще одиннадцати гербов. По аналогии с аугсбургскими и нюрнбергскими медалями можно с уверенностью утверждать, что гербы на оборотной стороне принадлежат членам городского совета Равенсбурга; в свое время в определенном кругу посвященных лиц такая медаль без труда читалась, в наши дни она стала сложным ребусом. В целом немецкие медальеры XVII в. злоупотребляли эпиграфикой; длинные и обстоятельные надписи теснятся в многострочных легендах или концентрических окружностях. Равенсбургская медаль - пример обратного, когда в угоду эстетическим соображениям надпись сведена до минимума и тем самым опущена необходимая информация. Крупнейший знаток немецкой медали К. Доманиг, опубликовавший равенсбургскую медаль, сетовал на то, что имена владельцев гербов не сохранились в городских хрониках.
Персональные медали с портретами и гербами их владельцев занимают большое место в общем фонде памятников медальерного искусства Германии XVII в. Это свадебные медали с сочетаниями гербов жениха и невесты или посвященные смерти членов определенного рода (Sterbemuenze). Для раскрытия каких-то исключительных обстоятельств создатели медали прибегают к композициям из нескольких гербов. Своеобразным памятником геральдики и генеалогии стала группа медалей, посвященных истории рода герцогов Померании. Эта династия правила со времени средневековья вплоть до середины XVII в., когда в 1637 г. умер, не оставив потомства, герцог Богуслав XIV. Его сестра Анна, вышедшая в 1619 г. замуж за представителя известного и древнего рода Эрнеста Круа, в 1620 г., овдовев, родила сына, получившего двойное имя из имен, традиционных в каждом роде — Эрнест Богуслав. После смерти своего дяди Эрнест Богуслав Круа, принявший духовный сан, стал наместником Бранденбурга в Померании. С его смертью в 1684 г. окончательно пресекся род герцогов Померании и одна из ветвей рода Круа. На медали, посвященной этому событию, изображено генеалогическое древо, разветвленные корни которого ведут к шестнадцати гербам, центральное место среди которых занимает герб Круа с тремя поперечными балками. Выходящая слева из облаков рука провидения перепиливает ствол, а окружающая изображение стихотворная немецкая легенда гласит: «Так слово смерти опрокинуло благородное древо, произросшее от столь доброго и старого корня. Да оплачут его те, кто его любит, а добрая его слава никогда не пройдет» (22).
Если в медальерном искусстве первой половины XVII в. преобладали изображения целых гербов или их сочетания, то с середины столетия становится заметна тенденция использовать в медальных композициях их отдельные элементы. Событиям шведско-польской войны и несчастьям, постигшим Польшу в 1655-1656 гг., посвящена медаль И. Хёна с портретом Яна-Казимира на лицевой стороне. Оборотная сторона представляет плывущий по волнам сноп (элемент герба рода Ваза, к которому принадлежал король Ян-Казимир), подгоняемый ветрами, дующими с четырех сторон (23). Латинская надпись, окружающая изображение, подкрепляет смысл изображения «гонимый, но не тонущий». Медальерное искусство Германии широко пользуется латинским языком, что также является точкой соприкосновения его с геральдикой.
Пользуясь основными фигурами гербов Бранденбурга и Швеции, тот же медальер (И. Хён Младший) повествует о конфликте между двумя державами, развернувшемся на территории Померании. Эту область Фридрих-Вильгельм полностью освободил от шведов к 1678 г. По возвращении в Берлин курфюрст узнал о новом нападении шведской армии под командованием генерала Горна. Войска Бранденбурга оттеснили шведов на прежние позиции (правда, вскоре по Сен-Жерменскому договору эти земли опять отошли Швеции). На лицевой стороне медали, посвященной событиям 1678-1679 гг. на фоне широкой равнины, освещенной лучами солнца, изображен лев, подкрадывающийся к гнезду орла на скале. Внизу дата — 1678. В изображениях оборотной стороны развернут дальнейший ход событий. Вылетающий из гнезда орел обращает в бегство льва, в обрезе дата — 1679. Латинская надпись, начинающаяся на лицевой стороне, завершается на оборотной: «Кого мы видели стремящимся к превосходству... того мы видим убегающим от торжествующего орла» (24). Можно найти несколько аналогий подобным композициям; ближайшая нам - медаль X. Вермута в память взятия русскими войсками Нарвы в 1704 г. с изображением русского орла, преследующего бегущего льва и латинской надписью: «Так поступаю с врагами» (25).
Событием общеевропейского масштаба, вызвавшим появление более сотни медалей, стала осада Вены турками и ее освобождение 12 сентября 1683 г. Многие медали решены средствами иносказания с использованием элементов геральдики. На одной из них, работы Германа Людерса, изображен имперский орел в короне, с мечом и скипетром в лапах, парящий над земным шаром с обозначением города (Вены). Далеко внизу в облаках эмблема Турции — полумесяц, в знак поражения опрокинутый рогами вниз (26). Строго говоря, Оттоманская империя не имела герба в европейском смысле этого слова, но для аллегорических композиций полумесяц стал эмблемой, адекватной фигурам европейской геральдики. На медали И. Хёна в честь одного из освободителей Вены — Яна Собесского — над видом города изображены имперский и польский орел, разрывающие полумесяц (27).
Круг событий, охватываемый немецким медальерным искусством конца XVII — начала XVIII в. чрезвычайно широк и не ограничивается чисто немецкими сюжетами. Г. Хаутч, Ф.Г. Мюллер, М. Бруннер исполнили десятки медалей на события истории всех европейских государств. Примером может служить сатирическая медаль нюрнбергского мастера М. Брукнера в память неудачного нападения Франции на Шотландию в 1708 г. Она построена на использовании фигур, входящих в герб Великобритании, в котором Англия олицетворяется изображением розы, а Шотландия — чертополоха (28).
Суть события, которому посвящена медаль, вкратце сводится к следующему. В марте 1708 г. представительная французская эскадра двинулась в направлении Шотландии, однако, едва встретившись с английским флотом, поспешно отступила. На оборотной стороне медали изображена женская фигура (Британия), подносящая к морде стоящего перед нею осла (Франция) розу. Отворачиваясь от розы, осел одновременно вынужден отвернуться и от лежащего на земле цветка чертополоха. «Неприятный запах сильнее аппетита» — поясняет латинская легенда, окружающая изображение. В обрезе другая надпись: «Нападение Франции на Шотландию обращено вспять одним только появлением англичан».
Рис.5. М. Бруннер. Медаль в память нападения французских войск на Шотландию, 1702 г. Лицевая и оборотная стороны
На рубеже XVII-XVIII вв. медальерное искусство Германии, да и всей Европы в целом обнаруживают неумеренную страсть к эпиграфическим моментам. Длинные надписи располагаются не только на обеих сторонах медалей, но и покрывают боковое ребро — гурт. Гурт медали 1708 г. занят цитатой из «Сатир» Горация: «Несчастный, напрасно теряешь время, это все равно, что заставить осла выйти на военные состязания»; это выражает крайнее пренебрежение к воинским способностям французов.
На рубеже XVII-XVIII вв., наряду со все более свободным вплетением геральдических элементов в медальные композиции, рождается еще одно новое явление - персонификация геральдических фигур, их отождествление с конкретными лицами. На медалях времени Северной войны Карл XII часто изображается в образе льва, являющегося одной из фигур шведского герба. На медали 1706 г. работы нюрнбергского медальера Г. Хаутча, посвященной военным и дипломатическим успехам Швеции, изображен вставший на задние лапы лев в сопровождении латинской легенды «Сила равняется мужеству», подчеркивающей военную доблесть монарха (29). Медали, посвященные пребыванию Карла XII в Бендерах, куда король бежал после полтавского поражения, изображают его в виде спящего льва, набирающегося новых сил (30). Для воплощения образа Петра I немецкие медальеры в своих произведениях нередко прибегали к центральной фигуре Московского герба — Георгию Победоносцу. Таким изобразил царя на оборотной стороне медали в память его первого путешествия по Европе в 1697 г. X. Вермут из Готы (31). Тот же образ использует Г. Хаутч на медали в память Полтавской победы (32).
Памятные медали не были достоянием лишь узкого круга их создателей и любителей. Достаточно вспомнить хотя бы один пример — фейерверк в честь Полтавской победы в Москве в январе 1710 г., ставший полемическим ответом на медаль И. Меммиуса по случаю сепаратного Альтранштадтского соглашения между Карлом XII и Августом II в 1706 г. Как медаль, так и фейерверк построены на противопоставлении основных геральдических фигур России и Швеции (33).
Широкое и разностороннее применение геральдики в системе иносказаний искусства барокко было рождено самими историческими условиями. Раздробленность Германии и постоянные перемены в ее политической карте заставляли правителей подкреплять атрибутами древнего происхождения свои притязания на власть в тех или иных землях. С другой стороны, поднимающееся бюргерство стремилось сравняться в области представительства с аристократическими родами. Патрицианская верхушка городов — банкиры, торговцы, члены городских магистратов — приобретает права дворянства, а с ними и фамильные гербы — знаки высокого общественного положения. Медали — своеобразные памятники эпохи, аккумулирующие ее основные черты, многократно воспроизводят элементы геральдики, ставшей общеупотребительным языком в сфере социальных ценностей.
Изображения гербов и их элементов будут широко встречаться в медальерном искусстве последующих столетий, но XVII в. останется наиболее интересным временем отражения геральдики в памятных медалях. Полнота собрания медалей Государственного Эрмитажа позволяет составить исчерпывающее представление об этой группе памятников.
Ссылки и примечания
1. Rasmussen I. Deutsche Kleinplastik der Renaissance und des Barock. Museum fuer Kunst und Gewerbe Hamburg, Hamburg, 1975, S.11.
2. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. Памятники мирового искусства. М., 1971, с.89.
3. Щукина Е.С. Медальерное искусство Западной Европы XV-XVII веков. Краткий путеводитель. Л., 1978, с.14.
4. Hirsch А. Die Medaillen auf den Entsatzt Wiens 1683. Troppau, 1883, №49, Taf.VIII, 69.
5. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 72 мм. Инв. №18430. Исполнена до 1656 г. - даты смерти X. Мельхиора. Menadie J. Schaumuenzen des Hauses Hohenzollern. Berlin, 1901, №141.
6. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 44 мм, вес 58,03 г. Инв.№18552. Wiecek A. Dzieje sztuki medalierskiej w Polsce, Krakow, 1972, c.142, №74.
7. Boerner L. Deutsche Medaillenkleinode 16-17. Jahrhundert. Leipzig, 1981.
8. ОН ГЭ. Золото, чеканка. 51х34 мм. Инв.№ Аз1504; ОН ГЭ. Серебро, чеканка, позолота. 52х44 мм. Инв. №23128. Chr. Lange Sammlung Schleswig-Holsteinischer Muenzen und Medaillen. B.I., Berlin, 1908, №260.
9. ОН ГЭ. Золото, чеканка, монтировка. 41х30 мм. Инв.№ Аз1514. Gebert С.F. Die Muenzen und Medaillen des ehemaligen Hochstiftes Eichstaett. Mitt. Bayer. Num. Geselschaft. 4. 1885. S.105, №43.
10. ОН ГЭ. Золото, литье. 42х32 мм. Инв.№ Аз1513; ОН ГЭ. Золото, литье. 37х32 мм. Инв.№ Аз1518. Brockman G. Die Medaillen der Welfen. В.I. Linie Wolfenbuettel. 1985, №129, 16. Описаны и воспроизведены экземпляры из собрания Эрмитажа.
11. Щукина Е.С. Наградные английские медали в собрании Эрмитажа. Государственный Эрмитаж. Геральдика. Материалы и исследования. Сборник научных трудов. Л., 1983.
12. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 77 мм. Инв.№18113. Wiecek A. Sebastian Dadler medalier gdanski XVII wieku. Gdansk, 1962, №142.
13. Ротенберг Е.И. Указ.соч., с.47.
14. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 58 мм. Инв.№18112. Wiecek A. Sebastian Dadler medalier gdanski XVII wieku. Gdansk, 1962, №124.
15. Серебро, чеканка, позолота. 60х60 мм. Инв.№23140. Collectio Montenuovo. Verzeichniss verkauflicher Muenzen aus der fuerstlich montenuovischen Muenzsammlung. A. Hess, Frankfurt-am-Main, 1880, №720.
16. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 40 мм. Инв.№23170. Collectio Montenuovo, №766.
17. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 49 мм. Инв.№18162. Forrer L. Biographical Dictionary of Medallists. London, 1907, vol.III, p.498.
18. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 55 мм. Инв.№18006.
19. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 20 мм. Инв.№23136. Forster A.v. Die Erzeugnisse der Stempelschneidekun in Augsburg und P.H. Mueller. Leipzig. 1910. №5.
20. Will G.A. Der nurnbergischer Muenz-Belustigung. Nurnberg. teil 1-4, 1764-1767.
21. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 49 мм. Инв.№23182. Domanig К. Die deutsche Medaille in Kunst und kulturhistorischer Hinsicht. Wien, 1907, №519. Об исключительной редкости памятника свидетельствует чрезвычайно высокая предварительная ее оценка (25000 DM) на аукционе в Кёльне в 1986 г. См.: Schulten. Auctionkatalog. 19-21 Marz, 1986. №3097. В собрании Эрмитажа есть вторая равенсбургская медаль того же года со сходным изображением лицевой стороны. На оборотной помещены лишь пять центральных гербов. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 21 мм. Инв.№31728.
22. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 76 мм. Инв.№18353. Die Reichelische Muenzsammlung. Spb., 1844. №1429. Sammlung Bratring, Muenzen und Medaillen von Pommern. Adolph Hess Nachfolger. Frankfurt-am-Main 1912. №424.
23. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 67 мм. Инв.№18253. Wiecek A. Dzieje sztuki medalierskiej w Polsce. Krakow, 1972. №108. В эмблематике XVII в. предмет (корабль, гнездо) носящийся по волнам под порывом ветра, является символом неустойчивости ситуации, превратности судьбы. Скала в море, напротив, олицетворяет собой силу и постоянство. Вспомним русскую медаль в память окончания процесса царевича Алексея (1718 г.) с изображением короны, венчающей скалу.
24. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 70 мм. Инв.№18346. Oelrichs J.С. Erlautertes Chur-Brandenburgisches Medaillencabinet. Berlin, 1778. №60.
25. Щукина Е.С. О России за ее пределами. Западноевропейские медали собрания Эрмитажа на события истории России конца XVII-первой четверти XVIII вв. // Прошлое нашей родины в памятниках нумизматики. Л., 1977, с.132.
26. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 60 мм. Инв.№18534. Hirsch A. Op.cit. №34.
27. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 57 мм. Инв.№18350. Hirsch A. Op.cit. №26.
28. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 44 мм. Инв.№18600. Hawkins .Е. Меdallic Illustrations of the History of Great Britain and Ireland. London, 1885. vol.II, p.321, №146.
29. ОН ГЭ. Серебро, чеканка. Диам. 44 мм. Инв.№19131. Hildebrandt В.Е. Sveriges och Svenska Konungahusets Minnespenningar Praktmynt och Beloeningsmedalier. Stockholm, 1874, v.I, S.542. №109.
30. Щукина Е.С. О России за ее пределами, с.133.
31. Спасский И.Г., Щукина Е.С. Монеты и медали петровского времени. Альбом. Л., 1974.
32. Щукина Е.С. О России за ее пределами, с.134.
33. Там же, с.133.