Дмитрий Иванов, Михаил Медведев
В 1890-1900-х годах барон Арминий Евгеньевич фон Фелькерзам (Arminius von Foelkersahm/Voelkersahm [Voelkersamb], 1864-1918) создал около полусотни экслибрисов для членов русской императорской фамилии.
Два из них — для собственной Его Императорского Величества библиотеки в Зимнем дворце (см. выше) и для цесаревича Алексея Николаевича (см. ниже) — наиболее известны, но прочие — не менее интересны.
Среди последних — книжный знак для Ее Величества (см. ниже; гессенский лев — эмблема родового герба Александры Федоровны), а также пять однотипных (не геральдических, но составленных из инициалов) — для самой царицы и четырех ее дочерей: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии Николаевен.
Две более ранних работы, также из инициалов, были сделаны Арминием Фелькерзамом для Николая Второго (две версии; см. ниже) ниже слева) и его братьев, великих князей Михаила и Георгия Александровичей (оба, к слову, в правление Николая были цесаревичами; экслибрис Георгия мы приводим здесь (см. в нижнем правом углу).
Не иначе, как по недоразумению в искусствоведческой литературе Арминия фон Фелькерзама принято походя обозначать штампом «художник-любитель» — быть может, только потому, что известность у современников барон получил прежде всего как историк искусства и коллекционер (в том числе — как создатель огромной коллекции экслибрисов). Да и занимаемая им должность хранителя отдела драгоценностей Эрмитажа формально не требовала от Фелькерзама приложения талантов рисовальщика. Из чистой любви к искусству экслибриса и, что называется, по собственному почину Арминий Евгеньевич обнаружил и доказал не только свой безупречный геральдический вкус, но и удивительное мастерство сугубо геральдического графика, обладающего собственным авторским почерком.
В 1907 году небольшим тиражом из печати вышел двухтомный труд Фелькерзама под названием «Описи серебра Двора Его Императорского Величества». Автор снабдил книгу экслибрисом, который был выполнен типографским способом на отдельной странице и адресован главе царствующего Дома Гольштейн-Готторпов-Романовых: на грудь государственного орла лег шифр Николая Второго, а на крылья — родовой герб Романовых с грифоном и гербовый щит Ольденбургов (одной из младших ветвей которых и были Гольштейн-Готторпы). Глядя на этот шедевр, остается только сожалеть, что выдающийся талант Фелькерзама не был востребован «на всю катушку» в официальном герботворчестве той поры.
Не столько курьезна, сколько симптоматична ошибка, допущеннная Фелькерзамом в рисунке герба Владимирского (он в верхнем левом углу): задние лапы льва, держащего крест, подменены... орлиными. Человек, не увлеченный геральдикой искренне, не погрязший в ней «по уши», никогда бы не допустил такой «описки профессионала».
Сам Фелькерзам принадлежал к древнему прибалтийскому дворянскому роду. Приводим здесь герб Фелькерзамов из «Балтийского гербовника» Г.А. Клингспора (выше слева), а также четыре гербовых экслибриса, которые создал для братьев Гамилькара и Арминия Фелькерзамов замечательный немецкий геральдический художник Эмиль Дёплер-Младший (Emil Doepler der Juengere). Как графика самого Дёплера, так и работы его великих компатриотов немца Отто Хуппа и австрийца Хуго Штрёля были хорошо знакомы Арминию Евгеньевичу и явно оказали влияние на становление его собственного стиля.
Впервые опубликовано на сайте «Геральдика сегодня»: 10.02.2009