Кто в России вправе жаловать частные гербы?

Геральдика сегодня

 

Кто в России вправе жаловать частные гербы? Теоретически — только сама Российская Федерация. Больше — никто.

Однако пожалование («давание» в чистом виде) герба не следует путать с обретением (принятием) герба как такового: эти понятия нетождественны.

Термин «пожалование герба» по определению подразумевает предоставление права пользования тем или иным гербом «милостью свыше», часто — в связи с обретением особого социального статуса, сословного положения. В петровской Табели о рангах это понятие интерпретировано как «пожалование гербом во дворянство»: соответственно оформленный герб выступал в качестве зримого, но второстепенного, дополнительного свидетельства привилегированного статуса своего владельца. Так, возведение в простое дворянство сопровождалось присвоением герба с минимальным набором дворянских атрибутов (дворянский шлем и корона), возведение в графское достоинство — прибавлением к гербу графской короны и т. д.

Кроме того, пожалование герба может быть самоценным, происходить само по себе и не сопровождаться возвышением по иерархической лестнице.

В бессословной Российской Федерации, где источником власти является народ, над отдельно взятым субъектом права, будь то физическое или юридическое лицо, может «возвышаться» (при этом — далеко не во всех обстоятельствах) только сама Российская Федерация.

Единственный уполномоченный действовать в геральдической сфере государственный орган — Геральдический совет при Президенте РФ — не осуществляет никаких пожалований, но только подтверждает правильность принимаемых самими владельцами гербов. Российская Федерация почти не вмешивается в частное (негосударственное и немуниципальное) гербовладение, принимая в его регулировании факультативное участие посредством проведения геральдических экспертиз — если на то есть особый запрос со стороны владельца символики.

Здесь важно подчеркнуть, что пожалования геральдических знаков особого рода (так называемых «административных гербов» — геральдических знаков-эмблем, оформленных наподобие гербов) в Российской Федерации не только возможны, но и на деле происходят. Указы президента России об утверждении символики подчиненных ему министерств — геральдически полноценные акты пожалования. Те же самые действия министерств и ведомств в отношении своих подразделений, по сути, также следует признать пожалованиями. Чаще всего учреждение символов осуществляется по ходатайству самих подведомственных структур, так что президентский указ и ведомственный приказ оказываются не строго пожалованием, а подтверждением уже используемой символики — процедурой санкционирующей, «освящающей» символ на более высоком уровне.

Легитимность таких пожалований обеспечивается тем, что все они осуществляются в пределах соответствующей компетенции «дающей» символ инстанции. Ни один властный уровень не вправе жаловать символику никому, кто напрямую не подотчетен. Более того: всякая компетенция имеет свои пределы и вовсе не распространяется автоматически и безусловно «на все и вся», что ниже. Орган власти вправе жаловать только административную символику, но не личную (а герб — прежде всего личный знак): гербовое право есть геральдическая проекция гражданского права, а с точки зрения последнего юридическое лицо и физическое лицо — равноправные субъекты. Пока закон не установил иного, геральдическая компетенция вышестоящего ведомства не распространяется на зависимых служебно — но не лично! — персон.

Чтобы легитимные пожалования гербов в современной России стали возможны, должны быть соблюдены по меньшей мере два обязательных условия:

— во-первых, сами гербы должны быть недвусмысленно введены в систему официальных почестей; сегодня Российская Федерация причисляет к таковым только государственные награды (ордена и медали), почетные, воинские и специальные звания — ни гербы, ни титулы к числу государственных почестей не относятся;

— во-вторых, должен быть назначен конкретный орган, которому Российская Федерация делегирует право выдавать жалуемые гербы; как в республиках, так и в монархиях правом определить такой орган обладает только тот, кто воплощает государство — глава (президент, император, король и т.п.) и/или законодательный орган (обычно — парламент).

Теоретически, современная Россия, пользующееся всей полнотой суверенитета, могла бы установить, что гербы от ее имени могут жаловать:

а) президент — своими указами: подобно тому, как утверждается символика федеральных министерств, ведомств и некоторых других «подразделений» государства,

и/или

б) парламент — федеральными законами: подобно тому, как утверждается символика и атрибутика государства;

и/или

в) специально и официально (указом президента или федеральным законом) уполномоченный на то орган: подобно тому, как на «давание» гербов уполномочены герольды в Британии, Канаде или Ирландии.

В любом случае, «дающая» (жалующая) гербы контора должна быть учреждением государственным. Любое пожалование герба — акт не только правоустанавливающий, но и обязывающий отныне и впредь представляться и пользоваться именно этим «гербовым именем». Не обладая необходимыми властными полномочиями, осуществить его присвоение (читай — почетное его «навязывание» через пожалование) попросту невозможно. Не имея монополии на весь потенциальный «запас» объектов, предназначенных для пожалования, нельзя обеспечить и особый привилегированный статус этой категории почестей. Если же эта монополия не закреплена государством за собой — она не принадлежит никому.

Вот почему ни одна негосударственная организация — частная фирма или общественное объединение — не может пожаловать герб. При всем уважении, которое одаряемый гербом может испытывать к одаряющему, пожалование не совершается ни де-юре, ни де-факто, если этот одаряющий не располагается выше награждаемого на общероссийской иерархической лестнице, а точнее — не уполномочен на то государством.

Любые вручения и подношения гербов от имени негосударственных организаций или частных лиц, если они выдаются за пожалования, таковыми не являются и — в качестве пожалований — фиктивны. Настаивая на своем праве осуществлять какую бы то ни было официальную выдачу гербов, такие организации и общества вводят потребителей своей продукции в заблуждение относительно статусных достоинств вручаемых дипломов, грамот и иных «подносных листов» — что бы ни было записано в уставах программных документах таких организаций и сколь бы помпезно ни обставлялись процедуры вручения таких «пожалований».

В лучшем случае организация (или частное лицо — художник-геральдист) может только разработать проект герба (грамотно — и тогда честь сочинителю и хвала); но проект станет гербом лишь тогда, когда «заживет» у своих хозяев, будет востребован ими в качестве герба, т. е. изобразительного геральдического имени — наряду и наравне с писанным именем (фамилией, официальным наименованием).

* * *

Пожалование герба — лишь один, но вовсе не единственный легитимный источник «заполучения» герба. Отсутствие механизма пожалования частных гербов государством никак не ущемляет принадлежащее любому юридическому и физическому лицу право обзаведения гербом путем самостоятельного принятия. Самовоспринятие нового герба — такая же обычная в международной и российской практике вещь, как наследование уже существующего (традиционно передаваемого по мужской линии от отца к детям безо всякого вмешательства со стороны государства).

Не нагруженный дополнительной (необязательной для герба) функцией официальной почести, герб в современной России остается тем, чем является искони — геральдическим изобразительным именем своего хозяина. Он считается легитимным и полноценным гербом только при условии гербоведческой корректности и неузурпации чужой символики.

* * *

Опубликовано на сайте «Геральдика сегодня» 02.12.2004

© 2019 О гербах. Геральдика сегодня. (2001—)