Замечания на рисунок Императорского морского штандарта (1856)

Великий князь Константин Николаевич

 

«Замечания на рисунок Императорского морского штандарта» были подготовлены Великим князем Константином Николаевичем (1827-1892) по запросу из Министерства императорского двора, представившего ему проект штандарта для консультаций (в 1831-83 гг. Константин Николаевич был генерал-адмиралом — т. е. главноначальствующим над русским флотом; современный рисунок штандарта из собрания Государственного Эрмитажа публикуется ниже). Процедура тут же вышла за рамки чисто технического согласования: собственно штандарту в «Замечаниях…» оказалось уделено не более трех строк, основное же содержание отзыва составила критика геральдических и художественных особенностей только что реформированного герба империи, которую Константин повел с позиций великорусского православного патриота. «Замечания…» Его Высочества вызвали строгую отповедь со стороны Его Величества, аргументами для которой государя снабдил (через своего покровителя — министра императорского двора графа В.Ф. Адлерберга) непосредственный исполнитель гербовой реформы русской геральдики — Б.В. Кёне.

Записка Великого князя, а также реакция Зимнего дворца на нее публикуются по тексту, воспроизведенному в книге: И.В. Борисов (Ильин). В.К. Лукомский. Неизвестные работы. М.: Территория, 2002. С. 74-78. Авторству Лукомского, некогда подготовившего документы к публикации, принадлежит лишь небольшая вставка между ними, а также примечания, данные прямым шрифтом (примечания, сделанные публикаторами — И.В. Борисовым и редакцией сайта «Геральдика сегодня» — выделены курсивом). Необходимые пояснения, подготовленные редакцией сайта, помечены звездочками, а сокращенные слова в тексте документов восполнены в квадратных скобках. Пунктуация сохранена неприкосновенной во всей ее противоречивости и непоследовательности.

* * *

Замечания на рисунок Императорского морского штандарта [1]
_______________
[1] Подлинная записка Великого князя Константина Николаевича, представленная министру императорского двора при рескрипте от 2 апреля 1856 года за №12441, находится во 2-м Отделении II Секции Гос[ударственного] Арх[ивного] фонда (б[ывший] Архив Мин[истерства] Имп[ераторского] Двора, по описи 144-981, дело № 10-15, лл. 74-77). В издании А.В. Головнина изложена в приложении V к «Материалам», лл. 262-265. По отпуску Канцелярии Морского министерства (2 Отд[еление] III Секции Гос[ударственного] Арх[ивного] фонда, б[ывший] архив Морского министерства, дело 1856 г., № 15309) опубликован[а] в Журнале Императорского Русского военно-исторического общества, 1912 г., кн. 6-7, с. 175–176.

«1. Представленный на рисунке двуглавый орел вообще изображен весьма изящно, и вполне правильно по законам Геральдики, но это орел Германский, которому типом служил герб Римско-Германской ИМПЕРИИ, а не Византийский орел, служащий гербом ИМПЕРИИ Всероссийской, который встречается постоянно на наших монетах и старинных вещах и которого древнейшее, сколько известно, изображение находится на Греческом рукописном Евангелии половины XV века, хранящемся в ИМПЕРАТОРСКОЙ Публичной Библиотеке. Главная разница между орлами Римским или Германским и Византийским или Русским состоит в том, что у первого хвост представлен вилообразно, а у второго веерообразно. Сверх того, крылья первого взъерошены и имеют большие промежутки между перьями, тогда как на Византийском орле промежутки гораздо менее, перья расположены теснее и оттого он не имеет вид ощипанного, а гораздо полнее. Oба орла имеют в промежутках по отдельному тонкому перу. Крылья Византийского орла изображаются различно и поднятыми и опущенными. Вообще, должно заметить, что геральдические животные не имеют каких-либо постоянных узаконенных наукою изображений, но рисовались следуя преданию и что поэтому вовсе не противно законам Геральдики изображать нам Византийского орла по нашему преданию, сохранившемуся на древних вещах и монетах, хотя и с отступлением <...> [2]*.
_______________
[2] Фрагмент текста утрачен.
Вероятно, следует «...хотя и с отступлением от обычаев геральдики». — Прим. ред. «Геральдики сегодня».


2. Другое замечание, гораздо важнейшее, относится к изображению Святого Георгия Победоносца, который имеет у нас значение не только геральдическое, но высшее, иконописное, ибо изображение это представляет Св[ятую] икону, которая составляла хоругвь воинства Православного, а известно, что иконописание имеет свои правила и что для изображения разных святых существуют у нас определенные преданием весьма положительные законы, от которых иконописцы не дозволяют себе отступлений и которые весьма известны народу и в большом у него почтении. Святой Георгий изображался на святых иконах и в гербе на монетах и древних памятниках постоянно скачущим влево («à senestre», то есть вправо от зрителя), а на рисунке, предлагаемом Г[осподином] Кёне, подставлен в противоположном направлении, которое действительно есть самое правильное геральдическое, то есть вправо («à dextre», или влево от зрителя). Но из этого не следует, чтоб наше старинное изображение было противно Геральдике. Оно составляет только справочный случай, «un cas à l'enquerre», то есть имеет особую причину, особый повод, которого и следует искать (s'enquérir), как например, в гербах Сардинии, Саксен-Веймарском, Саксен-Альтенбургском, Ангальтских, г[орода] Ареццо и весьма многих других. В настоящем случае исключительное направление Святого Георгия объясняется тем, что всадник составлял общий герб наш и Литовский [так называемый «погон»**] и что для отличия от Литвы, с которой Русь была почти в постоянной борьбе, изменено было направление всадника и Литовский меч был заменен копьем, а после поражения Мамая присоединен черный дракон, который изображал Татарство и был гербом Царства Казанского. Таким образом, первоначальный всадник с мечом превратился в священное изображение Святого Георгия Победоносца на белом коне, поражающего копнем змия. Направление Святого Георгия не было изменено у нас даже во время научных геральдических изысканий Гизена и только Лже-Дмитрий решился коснуться нашей святыни и, следуя тонкостям Немецкой Геральдики, дал Святому Воителю то же направление, которое встречаем теперь на проекте Г[осподина] Кене. Но неужели возможно, чтобы по выставлению Германского ученого, очевидно вовсе не знакомого с духом Русской и Православной старины, ГОСУДАРЬ при вступлении на престол изменил Российский государственный герб, дошедший до него веками и принял тот, который был установлен самозванцем Лже-Дмитрием, которого Православная церковь ежегодно проклинает.
_______________
** Точнее — «Погонь» (с ударением на первый слог, от польск. Pogon, т. е. Погоня): транслитерация имени собственного этого польско-литовского герба. — Прим. ред. «Геральдики сегодня».


3. На рисунке Штандарта представлена вокруг флага кайма и самый флаг прикреплен к древку. Кайма весьма неудобна для употребления на море, а древко излишне, ибо Штандарт поднимается на мачте посредством фалов.

По всем сим причинам я полагал бы в прилагаемом рисунке сделать следующие небольшие, но существенные изменения:

1. Хвосту орла дать форму не вило-, а веерообразную.

2. Промежутки между перьями крыльев уменьшить, дабы они не имели ощипанный Римско-Германский вид, сохранив, однако, между двумя широкими перьями по одному узкому.

3. Переменить направление Св[ятого] Георгия, напротив*** его влево (à senestre), то есть вправо от зрителя.
_______________
*** Так в тексте. Очевидно, имеется ввиду — «направив».— Прим. ред. «Геральдики сегодня».

КОНСТАНТИН.

* * *

«Замечания» Великого князя, объяснения Кёне на его письмо, а также учтивый, но столь же решительный ответ Московского Митрополита Филарета на запрос министра Двора по поводу предложенных изменений в Государственном гербе, рассмотрены были 30 апреля 1856 года в специально утвержденном комитете и журнал его представлен на высочайшее рассмотрение [3].
_______________
[3] Указанное выше дело Министерства Императорского Двора, лл. 102–105. Отзыв Митрополита Филарета изложен в двух его письмах к министру Императорского Двора графу Адлербергу, напечатанных в «Собрании мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского..., издаваемом под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского...». Т. IV. М. 1886. № 121, с. 71–77.

* * *

«11 мая 1856 года Государь Император по прочтении журнала Комитета, рассматривавшего, по Высочайшему повелению, замечания Государя Великого князя Константина Николаевича на Высочайше одобренный рисунок Императорского морского штандарта с изображением Государственного герба, Высочайше отозваться соизволил:

1. Изображение Св[ятого] Георгия в гербе Московском не есть образ или икона и не может и не должно почитаться таковою, а есть фигура или эмблема геральдическая, и потому должно быть представляемо по правилам геральдики.

2. Правила сии требуют, чтобы фигуры были повернуты вправо, т. е. влево от зрителя. Направление в противную сторону есть знак порочный. Отступать от сего не дозволяется. Cas d'enqreir**** к этому не относятся.
_______________
**** Так в тексте. Должно быть cas à l'enquerre (или cas de s'enquérir). — Прим. ред. «Геральдики сегодня».


3. Никакими положительными историческими данными не подтверждается предположение, будто всаднику (лишь с 1727 г. Св[ятым] Георгием названному) было дано с намерением направление влево (вправо от зрителя), а напротив видно, что неоднократно и прежде, и после 1727 г. ему было дано направление противное, что ведет к заключению, что неправильное изображение оного произошло от неведения исполнителей рисунков и не обращения на то внимания.

4. Равномерно нет никаких данных, удостоверяющих в том, что двуглавый орел герба Византийской империи отличался положительно от такового же орла Западной Римской империи, а напротив того видно, что и в одном и в другом из сих государств изображался он то с густыми, то с редкими в крыльях перьями, то с кудрявым, то с прямым густым хвостом, и что, вообще, фигура оного зависела от большего или меньшего знания искусства и вкуса художников, коим изображение гербов поручалось.

5. В новейшие времена принято да[ва]ть геральдическим фигурам, сохраняя главные условные формы, Геральдикой им присвоенные, более красивые виды.

6. Отступления от сих главных условных форм и от правил Геральдики, вкравшиеся в герб Российской империи от неведения и небрежения, обратили на себя внимание блаженной памяти Императоров Павла I и Николая I. По повелению первого из них был составлен рисунок и описание Государственного герба, хранящиеся в Правительствующем Сенате, не получивший окончательного утверждения, может быть потому, что в оном есть ошибки в гербах областей и отступления от правил.

Император Николай I двукратно повелел составить проектные рисунки. Представленные по первому повелению, были оставлены без последствия, не известно, по какой причине. Представленные по второму приказанию удостоились Высочайшего предварительного утверждения, но не были введены потому, что возникшие политические события отвлекли внимание Его Величества от сего предмета.

7. Государь Император Александр Николаевич, повелев представить себе одобренные Августейшим родителем рисунки гербов, Высочайше соизволил их утвердить, за исключением только большого Государственного герба, предоставив Себе решить впоследствии, иметь ли в этом гербе щитодержателей и каких.

8. Вследствие сего по Высочайшему повелению было приступлено к изготовлению с изображением Российского герба по вновь Высочайше утвержденному образцу: флагов Императорских Дворцовых и крепостных, Государственного знамя*****, украшений на балдахинах, тронах, стенах в Московском Успенском Соборе, в Грановитой палате, в залах Кремлевского Дворца и на Императорской Придворной ливрее.
_______________
***** Так в тексте. Должно быть — знамени. — Прим. ред. «Геральдики сегодня».


9. Во всех сих гербах Орел изображен с хвостом вилообразным (как выражается Его Высочество Константин Николаевич) и с крыльями не сплошь густыми, а Святой Георгий скачущим вправо (влево от зрителя).

10. Впервые, по его утверждении, герб сей явился в Императорских возобновленных Театрах, в сентябре прошлого года, а никакого толку не возникло, и даже никем не было замечено, в какую сторону обращен всадник, точно так же, как не замечалось это в течение более ста лет на вратах Зимнего Дворца и Петропавловской крепости.

11. Нет сомнения, что и далее также сопровождалось бы это исправление герба отсутствием всяких замечаний, если бы Его Высочество, генерал-адмирал не возбудил толки замечаниями, сделанными на Императорский Морской Штандарт (тогда уже Высочайше утвержденный в отношении изображенного на оном Государственного герба) [4] и препровожденный к Его Высочеству только для рассмотрения тex частей оного, кои составляют атрибуты морского его значения.
_______________
[4] Высочайшее повеление о том, чтобы в гербе Российской империи и Московском изображение всадника Св. Георгия иметь направление[м] вправо, т. е. влево от зрителя[,] состоялось 18 октября 1856 года (далее ссылка на документ, неразборчиво. — И.Б.).


12. Мнение Преосвященного Митрополита Московского о щитодержателях совершенно основательно и полного уважения достойно, если б предполагалось употребить изображения Архангелов Михаила и Гавриила всегда при гербе, где б оный не употреблялся, но как щитодержателей положено иметь единственно при большом Государственном гербе, употребляемом только на большой Государственной печати, прикладываемой к Государственным актам важнейшим, и над тронами Императорскими, то встречаемые Его Высокопреосвященством неудобства исчезают, что им самим изустно признано.

По всем сим уважениям Государь Император изволил признать за благо установить однажды навсегда неизменно Государственный большой, средний и малый герб и гербы Членов Императорской фамилии по правилам Геральдической науки, прибавив к большому Государственному гербу щитодержателями изображение Архангелов Михаила и Гавриила; щит в Императорской Порфире с коронованною сенью, над которою иметь Государственное знамя или хоругвь. В гербе Московском изобразить Святого Георгия скачущим вправо (влево от зрителя) и на сем основании представить вновь на Высочайшее утверждение новые проектные рисунки гербов после Священного Коронования. Все же гербы, изготовленные или изготовляющиеся на предметах, имеющих быть употребленными в предстоящую Коронацию, сделать по тому рисунку, по которому они делаются и который уже Высочайше утвержден».

* * *

Опубликовано на сайте «Геральдика сегодня» 28.01.2003

© 2023 О гербах. Геральдика сегодня. (2001—)