Герб России в дневнике И.-Г. Корба и его правка Г. Гюйссеном

Предлагаемый ниже фрагмент работы И.А. Осипова «Рисунки в сочинениях иностранных писателей о Московии 17 века: заимствования, интерпретации, фантазии» посвящен известнейшему, но до сих пор не исследованному памятнику русской геральдики. Специально для публикации на сайте «Геральдика Сегодня» текст выправлен (уточнен и дополнен) автором. Редакция сайта снабдила текст иллюстрациями, которых в бумажной версии статьи нет. Редакционные примечания подготовлены Дмитрием Ивановым — геральдическим редактором текста.

* * *

Игорь Осипов

Герб России в дневнике И.-Г. Корба и его правка Г. Гюйссеном

Предположительно в 1700 г. (императорская привилегия датирована 8 октября 1700 г.) было опубликовано последнее, относящееся к XVII столетию, иллюстрированное сочинение о Московии — «Дневник путешествия Иоганна-Георга Корба» [1]. Текст «Дневника» сопровожден 11 планами и картами, складным изображением герба русского царства и его областей (см. рис. ниже) и 7 гравюрами, шесть из которых в две страницы, изображающие въезд австрийского посольства в Москву 29 апреля 1698 г., казни стрельцов в октябре 1698 г., катанье посольства в Новодевичий монастырь, торжество водоосвящения 6 января 1699 г., бой отряда Гордона со стрельцами, главный колокол в Москве и флот Петра I.
_______________
[1] Diarium itineris in Moscoviam perillustris ac Magnifici Domini Ignatii Christophori... Anno 1698... Descriptum a Joanne Georgio Korb...— Viennæ Austriæ: typis Leopoldi Voigt, Universit. typog., [1700].


Гравюры из «Дневника» Корба, по мнению П.Н. Апостола, довольно посредственны по выполнению и не могут идти в сравнение с чудесными гравюрами на дереве хроники Герберштейна или резаными на меди гравюрами Олеария [2].
(…)
_______________
[2] Апостол П.Н. Московия в представлении иностранцев XVI - XVII в./Под ред. и с предисл. Г.К. Лукомского. Берлин, 1922. С. 53.


Ни один из рисунков «Дневника» не подписан, но с достаточной вероятностью в отношении некоторых из них можно предполагать авторство самого И.-Г. Корба. В тексте сочинения дается авторское объяснение экспликаций по схемам русских войск, планам крепостей и городов. В полном составе, идентичном оригиналу, рисунки представлены в издании 1906 г. с переводом А.И. Малеина [3]. Описание рисунков с отсутствующими авторскими уточнениями приведены в издании 1867 г. при переводе Б.В. Женева и М.И. Семевского [4]
_______________
[3] Корб И.-Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.)/Пер. и прим. А.И. Малеина. СПб., 1906.
[4] Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента,… веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом/Пер. с лат. Б. Женева и М. Семевского. М., 1867. С. 48, сн. 12; 30, сн. 30; 110-111, сн. 57; 118, сн. 63; 127-128, сн. 65; 213-214, сн. 5; 258, сн. 42; 336, сн. 3.


Герб

Гравюра Герба России

В венском издании (1700 г.) «Дневника» И.-Г. Корба на гравюре под гербом России начертана посвятительная надпись царю Петру на латыни, в которой литеры (и, одновременно, римские цифры) M, С, D и L выделены особо, в виде заглавных букв: они крупнее тех курсивных, также заглавных, которыми начинаются имя монарха (Petre) и относящееся к нему личное местоимение (Te), отчего двустишие выглядит следующим образом:
MosCos petre DoCes, Data CresCere regna per arMa,
arCes beLLa DoMant, tе MoDo faCta Czaro
Выписанные подряд, литеры образуют следующие последовательности:
[1-я строка] MCDCDCCM
[2-я строка] CLLDMMDCC
Арифметическое сложение всех букв, где M = 1000, D = 500, C = 100, L = 50, образует число 6800, символизм которого неясен (а скорее — отсутствует вовсе). Сгруппированные же исходя из пунктуационной структуры дистиха, литеры-цифры образуют 4 короткие буквенные последовательности:
[1-я строка] MCDC, DCCM,
[2-я строка] CLLDM, MDCC.
Все то же механическое сложение цифр в каждой из групп дает одну и ту же сумму — 1700, при этом только в последней из комбинаций можно признать традиционное обозначение года. В данном случае MDCC (1700) – год привилегии на издание сочинения (цесарская грамота с текстом привилегии датирована 8 октября), который принято считать и годом собственно издания. Вероятно, эту же смысловую нагрузку несут и первые три группы «цифр»; скрывает ли текст двустишия иные «конспирологические» секреты, нам неизвестно.
Сказанное позволяет признать авторство подписи за самим автором «Дневника». — Прим. Д.Иванова.

А.Б. Лакиер отмечал, что сравнение гербов от Корба с полным титулом Петра I и надписью на его государственной печати доказывает строгое соответствие между титулом государя и атрибутами его герба [5]. А.В. Арциховский справедливо полагал, что основой герба для Корба послужили рисунки из Титулярника 1672 г. [6]. Уточняя предположение А.В. Арциховского об источнике Корба, Н.А. Соболева отмечает, что эмблемы из «Дневника» не полностью повторяют рисунки Большой государственной книги и обращает внимание на отсутствие у Корба «Погони» с надписью «великий князь литовский» и на отсутствие в Титулярнике изображения всадника, поражающего дракона [7]. Здесь, вероятно, имеется ввиду т.н. «ездец», поскольку изображение Св. Георгия, поражающего копьем змея, в качестве герба Карталинских и Грузинских царей в Титулярнике все же присутствует.
_______________
[5] Лакиер А.[Б.]. Русская геральдика. Кн. I. СПб., 1855. С. 281.
[6] Арциховский А.В. Древнерусские областные гербы//Ученые записки МГУ. Вып. 93. История. Кн. 1. М., 1946. С. 45. См. также: Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII - XIX вв. М., 1981. С. 195, 197, 199, 201, 203.
[7] Соболева Н.А. Указ. соч. С. 27.

 

Определенно можно отметить следующее, наличие у Корба русского образца герба в составе эмблем царств и отдельно эмблем областей, подтверждается неоднократным написанием окончания «-ий» (-ij или-ÿ) при перерисовке названий княжеств (например, Полоцкий, Ярославский, Мстиславский и т. д.) и размещением гербов царств на крыльях орла. В противном случае, за секретарем австрийского посольства можно было бы признать безусловное авторство внешнего вида герба российского государства.

«Дневник» И.-Г. Корба

У А.И. Малеина находим, что первый обстоятельный обзор «Дневника» был дан И.Б. Менке в 1708 г. [8] Рецензия интересна тем, что в ней, со слов лица, «оказавшего бессмертные услуги русскому народу», разбираются ошибки воспроизведенного у Корба русского герба и дается его точное изображение [9]. Ф. Дукмейер полагал, что этим лицом был барон Генрих Гюйссен (см. портрет выше справа) — историограф Петра I и воспитатель царевича Алексея [10]
_______________
[8] Корб И.-Г. Указ. соч. С. VIII, сн. 12.
[9] Acta eruditorum. Anno MDCCVIII publicata… Lipsiae. P. 219; Корб И.-Г. Указ. соч. С. VIII.
[10] Dukmeyer F. Korbs Diarium itineris in Moscoviam und quellen, die es ergаеnzen. Inaugural-Dissertation. [Berlin], 1908. S. 22—23.

Гравюра Герба России

В Acta eruditorum приводится описание титула русских царей с упоминанием парижского издания 1680 г. «Состояния империй» Пьера Севоля де Сент-Марта, где приводятся рисунок двухголового орла «в естественном (коричневом) цвете» и составные части царского титула [11]; см. рис. ниже слева). Автор обзора перечисляет титулатурные княжества, царства и области русской империи с описанием соответствующих элементов эмблем и их цветов. Помещенное при этом изображение герба (Tab. III. Fig. I; см. рис выше) — есть ничто иное, как герб «Дневника» Корба, но с новыми надписями в эмблемах. Помимо «обновленного» герба, в Acta eruditorum дана прорисовка герба с государственной печати, где он окружен цепью ордена Св. Андрея Первозванного (Tab. III. Fig. 2; автор называет источником изображения «Российскую канцелярию»); тут же — искаженная версия этой прорисовки, опубликованная в одном из немецких гербовников в 1705 году (Tab. III. Fig. 3; см. оба рис. ниже справа) [12]. Под рисунками гербов помещена подпись INSIGNIA MOSCOVIÆ ET RELIQVARVM PROVINCIARVM IMPERII RVSSICI, т. е. Инсигнии Московии и других провинций русской империи. Неоднородная штриховка эмблем герба свидетельствует о попытке художника передать таким способом неоднородность цветовой гаммы.
_______________
[11] L’état de l’Empire, d’Angleterre, de Dannemarc, Suede, Pologne, et Moscovie… Par M. de Sainte Marthe… A Paris, MDCLXXX. P. 559—563; Acta eruditorum… P. 220.
[12] А.Б. Лакиер отмечал, что помещенные у Корба на крыльях орла областные гербы, в том же порядке перешли на императорскую печать Петра I (Лакиер А.[Б.]. Указ. соч. С. 236).

Написание наименований княжеств, царств и провинций в комментарии Acta eruditorum и двух вариантах герба (от Корба и от Гюйссена) выглядит следующим образом:


 Написание наименований княжеств, царств и провинций

Свой комментарий барон Гюйссен заканчивает удивлением по поводу включения Корбом в печать эмблем Волынской, Подольской, Полоцкой, Витебской и Мстиславской [13]. Упоминание этих областей в царском титуле относится ко временам царствований Алексея Михайловича и Федора Алексеевича [14]. В титуле Петра I эти области не упоминаются. Следовательно, не будет неправильным предположить, что образцом для гравюры в дневнике Корба послужило некое изображение герба, созданное в период, предшествовавший воцарению Петра I [15].
_______________
[13] Acta eruditorum… P. 223.
[14] ПСЗРИ. Т. I. СПб., 1830. No. 421. С. 734—738; ПСЗРИ. Т. II. СПб., 1830. No. 915. С. 387—388.
[15] Ср.: Арциховский А.В. Указ. соч. С. 45; Соболева Н.А. Указ. соч. С. 28.


Следует отметить, что в последующем гербы из «Ученых записок» вошли наравне с прочей информацией из «Дневника» в сочинение Иоганна Генриха фон Лоэнштейна (J.H.v.L.)(16) «Царь и Великий Князь Московский Петр Алексеевич» 1710 г.(17; см. рис. ниже).*
_______________
[16] Blome A. Das deutsche Russlandbild im fruehen 18. Jahrhundert: Untersuchungen zur zeitgenoessischen Presseberichterstattung ueber Russland unter Peter I. Wiesbaden. S. 10.
[17] Des grossen Herrens, Czaars und Gross Fuerstens von Moscau, Petri Alexiewiz… Von J.H.v.L. Francffurt und Leipzig, 1710. Zwischen s. 192-193.

* На деле вопрос об авторстве сочинения является дискуссионным. Шведский резидент в Санкт-Петербурге историк Карл Рейнгольд Берк в своих «Путевых заметках о России» уверенно называет автором двухтомника «Des Grossen Herrens...» некоего франкфуртского профессора И.Х. фон Люта (Johann Heinrich von Lueth) и, тем самым, по мнению Ю.Н. Беспятых, ставит точку в давнем споре об авторстве (Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. СПб., 1997. С. 172, сн.**; 277, прим. 236, 237). При этом никакой подробной информации об И.Х. фон Люте у исследователей нет. Впрочем, о личности И.Х. фон Лоэнштейна не известно вообще ничего. Поэтому вопрос о том, кто скрывается за аббревиатурой J.H.v.L., все же следует признать открытым (Ермасов Е.В. Петербург в сочинениях немецких публицистов//Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. СПб, 2005. С. 424, 433-434, прим. 38-40. См. также: Johann Christoph Gottsched: Briefwechsel unter Einschluss des Briefwechsels von Luise Adelgunde Victorie Gottsched. Band 5: 1738–Juni 1739/Hrsg. und bearb. von Detlef Doering, Ruediger Otto und Michael Schlott unter Mitarbeit von Franziska Menzel. Berlin, 2011. S. 290-291). — Прим. Д. Иванова.

* * *

Опубликовано на сайте «Геральдика сегодня» 02.11.2014

© 2019 О гербах. Геральдика сегодня. (2001—)