И.В. Борисов
Исследователи российской родовой геральдики сходились на необходимости создания определенной поисковой системы, облегчающей определение герба. В основу клался принцип подбора гербов в группы, объединенные общими изобразительными элементами. На этой основе и родилась одна из последних прижизненных, но малоизвестных работ В.К. Лукомского под названием «Эмблематический гербовник», начатая им в Москве в 1943 г.
Авторский экземпляр «Гербовника» хранится, вместе с 10 фотокопиями, в Московском историко-архивном институте. Он представляет собой три папки ватманских листов, на которых черной тушью выполнены рисунки гербов и надписи. Поля гербов первых двух частей обозначены штриховкой, принятой в геральдике, третья часть выполнена в красках. Против фамилий владельцев гербов в первой и второй частях поставлены цифры, указывающие место в «Общем гербовнике». На обороте титульного листа карандашом поставлена подпись художника и дата 20.01.44 г., видимо, дата окончания работы.
Еще в 1918 г. В.К. Лукомским было написано краткое руководство к составлению «Эмблематического гербовника»:
«1. Описание каждого герба излагается на отдельной карточке. Все такие карточки... должны быть одного размера... описание каждого герба производится также по одной общей системе.
2. При описании герба на карточке вверху... делается... особое указание, сколько полей имеет щит данного герба: «однопольный», «двупольный», «трехпольный» и т.д. При этом в случае нахождения в щите, главным образом, в однопольных гербах геральдической фигуры, тут же делается на нее указание: «с главой», «с оконечностью», «со столпом», «с поясом», «с перевязью», «со стропилом».
3. Самое описание герба приводится ниже...
4. При описании герба на первом месте более крупными буквами приводится название главной эмблемы герба, если щит однопольный; или главной эмблемы первой части герба, если щит многопольный (лев, орел, роза, рука и т. п.); затем следует краткое описание сначала этой главной эмблемы (лев коронованный, красный, орел двуглавый, черный, роза серебряная, рука с мечом и т. п.); потом сопровождающих ее эмблем, если таковые имеются и поля, на котором находится изображение; таким же методом, если герб многопольный, производится описание прочих частей щита, по их порядку (II, III и т. д.). Вслед за тем делается указание на нашлемник, щитодержателей и девиз, если таковые имеются в гербе. Наконец, вновь более крупными буквами приводится имя рода или лица, имеющего данный герб, с указанием в скобках части «Общего гербовника» и листа, где помещен данный герб.
5. Самый счет частей герба, которым устанавливается порядок описания этих частей в многопольных гербах, начиная с первой..., должен быть один и тот же общепринятый в геральдике, а именно:
а) счет частей, а следовательно, и описание их начинать справа и сверху;
б) при обремененных щитах счет и описание начинать с серединного малого щитка (наложенного).
6. При повторениях эмблем в отдельных частях щита в многопольных гербах надлежит соединять описание указанием при первом поле.
7. Описание герба должно следовать геральдической терминологии и отличаться, по возможности, краткостью. В этих же целях устанавливаются следующие сокращения:
- металлы, меха, финифти — З — золото, С — серебро, К — красный, Г — голубой, Ч — черный, П — пурпуровый, ЗЕЛ. — зеленый, ГОРН. — горностаевый, БЕЛ. — беличий;
- геральдические фигуры — Г — глава, О — оконечность, П — пояс, С. — столп, П — перевязь, С — стропило, К — крест, КМ — кайма, ПИР. — пирамида;
- технические термины — УВ — увенчанное, СОПР — сопровождаемое, СКР — скрещенные, ОБР — обремененное, УК — укороченное, ВЫХ — выходящие, ВОЗН — возникающее, ОПР — опрокинутое, ВЛ — влево, СЛ., СП. — слева, справа, СВ., СН. — сверху, снизу, РАС. — рассеченное, ПЕР. — пересеченное, СК. — скошенное, ПЛ. — полу, ВИЛО — вилообразное, М-Ф — переменных металла и финифти, НА-С — на линии сечения;
- части герба — Щ — щит, щиток в середине щита, Ш — шлем, К — корона, Н — нашлемник, НМ — намет, Щ-Д — щитодержатель, М. — мантия, Д.— девиз;
- часто встречающиеся термины — П — поле, СТР. ПЕРО — страусовое перо, ПАВ. — павлинье, Ч — частный, часть, Л.-К. — лапчатый крест, РАСП. — распростертое, УС — усеянное, PACK. — раскрытое» (1).
Первая попытка создания «Эмблематического гербовника» В.К. Лукомским не была завершена. Но собранные материалы и приведенная выше рекомендация, очевидно, помогли при создании публикуемого «Эмблематического гербовника». Отметим еще одну довоенную работу В.К. Лукомского, не доведенную до конца, но имевшую определенное значение для дальнейшей систематизации русских гербов. В 1924 г. В.К. Лукомский задумал составить «Эмблематический указатель». В основу был положен составленный в Гербовом отделении Сената и позднее в Гербовом музее «Сборник рисунков гербов», расположенных в систематическом порядке по их эмблемам («Эмблематический сборник дворянских гербов», 2 книги) и включающих 4679 утвержденных русских гербов.
«Начатая мною работа по составлению Указателя, — писал В.К. Лукомский, — прервана была в 1929 г. и ограничилась лишь изготовлением карточек на все гербы однопольные с геральдическими фигурами (общее количество их до 1200).
Попытка продолжить эту работу силами некоторых моих учеников, для которых составлена была специальная «методичка», не получила развития и работа в дальнейшем не возобновлялась.
А жаль! Какой ключ был бы это по экспертизе гербов...» (2).
В работе над «Эмблематическим гербовником» 1943-1944 гг. самое активное участие принимал художник А.А. Толоконников. Он родился в 1897 г. в Иваново-Вознесенске под Москвой. В 1913 г. поступил в художественное училище Ф.И. Рерберга и закончил его в 1918 г. В 1921-1922 гг. А.А. Толоконников — студент изофакультета Пречистенского практического института. Здесь его учителем был К.П. Коровин. В конце тридцатых годов (1938-1940 гг.) А.А. Толоконников повышал свое мастерство в Московском Государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, работал как график, оформлял книги, был неплохим живописцем. Известный исследователь русской и советской книги и книжной графики А.А. Сидоров хранил несколько полученных в подарок акварелей художника и с теплотой вспоминал о нем. Известен портрет художницы Н.В. Романовой работы А.А. Толоконникова. Им было исполнено около 40 книжных знаков, много вариантов и проектов к ним. Среди них встречаются и гербовые. Интересны работы, в которых он использует геральдические темы, но которые не могут быть названы собственно гербовыми. Так, на экслибрисах для себя он изображает гербовый щит в виде палитры, а кисти — подобие нашлемников. Его работы экспонировались на многих выставках двадцатых годов и упоминаются в юбилейном сборнике «Графическое искусство в СССР», посвященном 10-летию советской власти. Интерес к геральдике и сблизил А.А. Толоконникова и В.К. Лукомского.
Публикация «Эмблематического гербовника» В.К. Лукомского представляет интерес не только библиографический, но и будет полезна для конкретной атрибуционной работы с русскими гербами.
Ссылки и примечания
1. ЦГИА, ф.986, оп.1, ед.хр.37, л.16.
2. Там же, л.1.