Екатеринбургский зоопарк (1999)
В червлёном поле — выходящая во главе из серебряных облаков десница естественного (телесного) цвета, сопровождаемая выходящими, положенными с нею в прямой крест (простертыми к ней) золотыми лапами: справа — орлиной, слева — крокодиловой, и внизу — медвежьей; облака обременены червлёным сердцем, которое пламенеет золотым огнем.
Девиз — И НЕТ У ЧЕЛОВЕКА ПРЕИМУЩЕСТВА — начертан золотыми литерами на червленой ленте.
Автор-разработчик и художник герба и флага — Дмитрий Иванов.
Ниже — шапка бланка с гербовой печатью зоопарка и входной билет (с 2000 года).
Флаг
Полотнище, высота и ширина которого соотносятся как 2:3, разделенное по вертикали на три равновеликие полосы, из которых крайние — белого, а средняя — красного цвета. Вдоль красной полосы флага изображены: вверху — обращённая ладонью к зрителю рука человека белого цвета, а внизу — медвежья лапа желтого (цвета охры) цвета. Оборотная сторона флага является зеркальным отображением его лицевой стороны.
Разъяснение символики
Зоопарк — это место, где посетитель должен не только получить представление о богатстве и разнообразии животного мира, вместе с человеком населяющего Землю, но и осознать свое место среди обитателей планеты, а значит — воспринять и осмыслить следующие непреложные истины:
— Человек разумный (Homo Sapiens Sapiens) — лишь один из видов живых существ, и поэтому имеет ровно столько же прав на существование, сколько любой другой живой организм. Человек, в этом смысле, не более, чем «первый среди равных»;
— Человек (как единственное существо, наделенное разумом и интеллектом) несет всю полноту моральной ответственности за сохранение жизни на Земле.
Осуществляемое человечеством в собственных интересах переустройство планеты сопровождается наступлением цивилизации на мир дикой природы. Долг человека — предпринять все возможные меры для спасения и сохранения тех видов животных, существование которых поставлено под угрозу последствиями этой экспансии. Создание условий для выживания и воспроизводства представителей животного мира в национальных и зоологических парках — одно из направлений этой деятельности;
Дикая природа оказалась беззащитной перед человеком, и сегодня от него как никогда требуется проявление заботы о тех, кто слабее него; о тех, чье настоящее и будущее целиком и полностью зависит от благорасположения и милосердия человечества.
В конечном счете, только любовь к Жизни, а значит — и к животному миру как одному из основных проявлений Жизни на земле и делает человека — Человеком.
Великий философ-гуманист XX века Эрих Фромм утверждал: «Любовь — это Знание. Уважение, Ответственность и Забота». Значит, человек лишь тогда сможет претендовать на право называться «венцом Творения», когда эти понятия станут императивами его отношения к живой природе.
Духом этой гуманной, а значит — истинно человечной — философии и проникнута символика Екатеринбургского зоопарка.
I. ГЕРБ
I.1. Червленый (красный) геральдический щит.
Красный часто называют цветом силы, мужества, неустрашимости. Именно эти качества мифопоэтическое сознание и народная (фольклорная) традиция закрепляет за большинством диких животных и особенно — за тотемными, символически представленными в настоящем гербе.
Кроме того, красный можно считать наиболее адекватным для обозначения животного мира (т.е. попросту — «самым звериным» цветом).
В настоящем гербе цвет поля щита напоминает также о красном цвете кирпича, из которого построены павильоны и ограда зоопарка.
Щит может быть любой формы, но в авторском оригинале герб имеет фигурный щит, сочетающий в себе контуры, характерные для французского (называемого также русским по причине того, что он является наиболее распространенным в российской геральдике) и немецкого щитов.
I.2. Рука, выходящая из облаков.
Главная эмблема герба, так называемая «десница Господня», является ранней формой изображения первого лица Святой Троицы, т.е. Господа — Творца Вселенной и жизни на Земле.
В европейской геральдике серебряный (белый; цвет облаков) часто выступает как цвет непорочности, мудрости, чистоты, благородства, мира и радости. В христианской традиции белый (от близости к дневному свету) символизирует жизнь, божественность.
Толкование этой эмблемы в религиозном контексте применительно к настоящему гербу допустимо и сейчас по следующим основаниям:
— именно Создатель, по преданию сотворивший животных раньше, чем человека, провозгласил их право на жизнь (Быт. 1:22-25). И хотя затем Господь вручил владычество над зверями человеку, Он никогда не отменял права животных на существование (а один из Пророков даже уподобил убийство животного убийству человека); — Екатеринбургский зоопарк находится в непосредственной близости к Крестовоздвиженскому Храму (и даже занимает часть территории, некогда принадлежавшей Церкви). В христианской традиции близость к храму как обиталищу Бога на Земле всегда предполагала особую милость и покровительство Господа.
Символическое значение эмблемы руки, выходящей из облаков, на протяжении веков существенно изменилось. В новейшее время, когда ее древнейшее (религиозное) восприятие в значительной степени утрачено, раскрытая рука стала эмблемой искренности, открытости, верности, защиты и покровительства высших сил (так, в гербе зоопарка эта эмблема может символизировать как покровительство Создателя или Природы — своим творениям, так и покровительство человека («вершины, венца творения») «братьям своим меньшим»).
В качестве символа поддержки и помощи эмблема руки — в сочетании с обращенными к ней лапами животных — близка эмблеме рукопожатия (означающего союз, единение, дружбу, мирное сосуществование). Но в то время, как в рукопожатии обе руки равноправны, в настоящем гербе человеческая рука занимает доминирующее, центральное положение, ибо вышеперечисленные требования едва ли можно предъявлять зверям, а значит, инициатива проявления всех этих качеств по отношению к животным — принадлежит самому человеку. Кроме того, право именовать зверей «братьями меньшими» человек получает лишь тогда, когда сам относится к ним по-братски: заботливо, сердечно и гуманно. Именно поэтому во главе щита помещена —
I.3. Эмблема пламенеющего сердца, которое является широко известным символом душевного тепла, милосердия, а также самоотверженного и преданного служения своему делу. В этом значении символика эмблемы обращается прежде всего к сотрудникам самого зоопарка: именно такими достоинствами должен обладать всякий, кто берет на себя ответственность работать с животными, выхаживать их, окружать заботой, вниманием и теплом.
Кроме того, пламенеющее сердце — атрибут аллегории Милосердия.
Принимая во внимание научно-просветительские цели, которые преследует в своей деятельности Екатеринбургский зоопарк, уместно напомнить, что эмблема пламени, взятая отдельно, с давних пор служит символом света и знания, сердечной горячности и благотворительности, надежды, прогресса и свободы.
I.4. Три лапы, образующие вместе с десницей прямой крест.
Одно из символических значений креста (так же, как и четырехлучевой звезды) — обозначение четырех частей света (север, запад, юг, восток). В настоящем гербе символизирует способ формирования — «со всего света» — коллекции зоопарка, объединяющего животных, обитающих на разных континентах, в природе, по большей части, ареалами обитания не пересекающихся и только волей человека собранных «под одной крышей» в зоопарке.
Медведь, орел и крокодил избраны для настоящего герба по следующим основаниям:
а) как представители трех основных классов животных (млекопитающие, птицы и рептилии), составляющих подавляющее большинство обитателей зоопарка.
б) все три зверя — тотемные животные. В фольклоре, эпосах и мифологии самых разных народов все трое — традиционные «цари» (этим объясняется и золотой — регальный — цвет лап в гербе):
Орёл — признанный «царь птиц». В большинстве мифологических систем выступает в качестве персонажа, помогающего людям обрести огонь (свет), а также как посредник между богами (небесами) и людьми. Почитался практически всюду — от Северной и Южной Америк до стран Востока (включая Древний Египет, Древнюю Персию, Кавказ, Древний Рим). В средневековой символике — символ Воскресения и Вознесения, а также совершенного человека, идеального христианина. Орел как никакая другая из птиц широко представлен в гербах.
Медведь — наряду со львом — «царь (князь) зверей». Излюбленный герой народных сказок, былин, загадок, поверий и проч. Мифологическое значение медведя определяется прежде всего его подобием человеку, которое толкуется мифологизированным сознанием как указание на их общее происхождение или происхождение друг от друга (медведь — старший родственник, дед, отец, владыка, хозяин«.) Почитался у многих народов на территории от Германии и Швейцарии — через Урал — до Приморья, Сахалина и даже Вьетнама. Несмотря на то, что в коллекции зоопарка есть и львы, выбор медведя обусловлен национальными и местными традициями. Медведь не только исконно почитается обскими уграми, хантами и манси, проживающими на севере Урала, но и «самый местный» зверь в представлении современного уральца: подавляющее большинство из более чем 20-ти тысяч опрошенных администрацией зоопарка жителей города назвали медведя в качестве «живого символа» Екатеринбурга. В связи с этим уместно напомнить, что медведь является щитодержателем в полном гербе Екатеринбурга). Медведь также одно из «самых геральдических» животных Европы и России.
Крокодил — крупнейшая из рептилий. Одно из священных животных, символ могущества Древнего Египта. В средневековой символике кайман — родственник нильского крокодила — являлся персонифицированным изображением Америки. В новейшее время — одна из гербовых эмблем, получивших распространение в Африке.
Тот факт, что лапы зверей в гербе зоопарка изображены с выпущенными когтями, не придает агрессивного характера этим эмблемам: в геральдике агрессия (наступательность) обозначается иной, нежели сама лапа, окраской когтей (т. наз. вооружение). В настоящем гербе когти — того же металла, что и сами лапы. В любом случае: зоопарк имеет дело с малоприрученными дикими животными, что необходимо учитывать при прочтении герба.
I.5. Девиз: «И НЕТ У ЧЕЛОВЕКА ПРЕИМУЩЕСТВА» — отражает ту же идею, что и композиция в гербовом щите. Текст девиза — укороченная цитата из ветхозаветной Книги Екклесиаста (3:19):
«Участь сынов человеческих и участь животных — одна (...) и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом».
Девизная лента — цвета поля гербового щита; цвет букв (литер) девиза совпадает с цветом большинства гербовых эмблем. Изгиб девизной ленты, как и шрифт, которым исполняется девиз, может быть любым.
II. ФЛАГ
Флаг Екатеринбургского зоопарка имеет полотнище традиционных российских пропорций (отношение высоты и ширины — 2:3). Символическое значение цветов полос — то же, что и для герба (см. выше главу I. — «Герб»).
В отличие от изображения в гербе, телесного цвета эмблема руки на флаге не окрашивается, оставаясь белой (цвета полотнища, если оно — белое) и лишена вверху изображения облаков. Золотой (золотистый) цвет лапы на флаге заменяется желтым (цвета охры). Эмблемы руки и лапы — не соприкасаются.
В отличие от рисунка герба, воспроизведение которого возможно в различных стилизациях, прилагаемый к Положению рисунок флага является эталонным.