Гражданские гербы:

Дворянские гербы:

Корпоративные гербы:

Церковные гербы:

 Корпоративная геральдика разработана Гильдией геральдических художников. Автор-составитель и художник герба — Михаил Медведев.

На рисунке: авторский оригинал герба университета работы Михаила Медведева, 1992 год (хранится в Музее истории СПбГУ).

Санкт-Петербургский государственный университет (1991)

Сокращённая версия герба:

В червлёном поле на зеленой земле – сидящая Минерва в серебряном шлеме и одеянии, удерживающая правой рукой серебряное копье на правом плече, а левой опирающаяся на тарч, в котором — герб Санкт-Петербурга.

Девиз — HIC TUTA PERENNAT — начертан чёрными литерами по серебряной ленте над щитом.

Полная версия герба:

В золотом поле* — чёрный двуглавый орел с золотыми клювами и червлёными языками, коронованный двумя российскими императорскими коронами и посередине одной российской императорской короной большего размера, имеющей лазоревые, расшитые цветными узорами, ленты, поддерживающий в золотых лапах раскрытую серебряную книгу.

В сердцевом щите — червленом поле на зеленой земле — сидящая Минерва в серебряном шлеме и одеянии, удерживающая правой рукой серебряное копье на правом плече, а левой опирающаяся на тарч, в котором — герб Санкт-Петербурга.

Девиз — HIC TUTA PERENNAT — начертан чёрными литерами по серебряной ленте над щитом**. 

* В настоящее время герб СПбУ неизменно воспроизводится без большого щита, в виде свободно парящего орла с малым щитом, что вполне допускается геральдической традицией.

** Над большим щитом, если он воспроизводится, и над сердцевым, если орел изображается вне щита.


Автор проекта 1991 года и художник представленной версии герба — Михаил Медведев.

Текстом блазона, составленном в 1991 году, редакция в настоящий момент не располагает.

За два года до восстановления в 1993-м двуглавого орла в качестве герба России Санкт-Петербургский университет вернул себе — вместе с настоящим именем – исстари принадлежащего ему черного имперского орла. На заседании 23 сентября 1991 года Ученый Совет утвердил герб Университета, составленный на основе исторического герба Академии Наук, дарованного ей еще Анной Иоанновной. Надо отдать должное храбрости и решимости ректора Станислава Меркурьева (1945-1993), который горячо поддержал это неординарное (по тем временам) решение.

Как известно, впервые Университет появился в Санкт-Петербурге согласно воле Петра I — как подразделение Академии Наук. Когда Академия получила герб, Университет входил в ее состав.

В какой мере новый Университет, основанный Александром I, может считаться преемником академического, «петровского» Университета — об этом историки все еще спорят, но формально факт преемства признан государством, а из этого проистекают геральдические права. Герб Академии сегодня ею не используется, однако в принципе принадлежит ей, и поэтому герб Университета в деталях отличается от академического.

Сегодня Санкт-Петербургский университет является единственным вузом России, который легитимно пользуется российским орлом в своем гербе на основе дореволюционной привилегии.Удивительно, но Московский Государственный Университет, имеющий право на эмблему XVIII века с тем же орлом (при желании легко конвертируемую в герб), предпочел вместо этого принять новый герб с изображением «университетской башни». Орел Империи присутствует и в этом гербе, но в качестве второстепенного элемента; его без внятного исторического обоснования «выпросили» у Геральдического совета. Едва ли не главным аргументом в пользу внесения орла в герб МГУ явилось его присутствие в гербе СПбУ: своеобразный, но по-своему умилительный пример вузовского братства.


Герб Санкт-Петербургского университета

Сегодня, наблюдая возрождение многих «забытых» отраслей культуры, «отживших» узких специализаций, мы можем дивиться их множеству и их насущности. Примером может служить состоявшееся утверждение герба Санкт-Петербургского государственного университета, напомнившее о почти утраченной в России геральдической культуре, о проблемах гербового права и, в то же время, указавшее на то, что близко всем универсантам: на традиции петербургской учености, на цельность отечественной истории.

История герба, вынесенного 23 сентября 1991 года на обсуждение Ученого Совета, восходит у тридцатым годам XVIII в. — в то время Академия наук и университет юридически составляли единое целое, как это следует из положения («регламента») 1724 года, сенатского указа от 28 января того же года и указа Екатерины I от 20 ноября 1725 года. Фактическое положение было сложнее: формально присущие Академии функции и структуры университета не были вполне конституированы. Преподавание велось членами Академии; в пору администрирования Н.Д. Шумахера чтение лекций не раз прерывалось. В конечном счете, единство Академии и университета было еще более тесным, чем это предусматривали регламенты.

Под эгидой управлявшего Академией барона И. фон Корфа в это время велись поиски подходящей эмблемы для академической корпорации. Проекты были подготовлены целой плеядой авторов, в том числе профессором И.С. Бекенштейном, замечательным геральдистом (и не менее замечательным энтузиастом университетского дела). Возможно, именно ему принадлежала инициатива составления академического знака по правилам гербоведения. Окончательный вариант был подготовлен бароном Корфом и художниками — Георгом Гзелем и, возможно, его супругой. 13 февраля 1735 года императрица начертала на проекте «апробуяца», то есть «утверждается»; академический знак вступил в силу.

На рисунке: слева — авторский оригинал рисунка гербовой печати Академии наук работы Г. Гзеля (или его жены), 1735 год; справа — оттиск печати, изготовленной тогда же художником и литейщиком И. Купи.

На груди российского орла (символизирующего покровительство) Корф поместил пышный барочный картуш с изображением Минервы (покровительницы наук) и с девизом «HIC TUTA PERENNAT» («Здесь безопасно пребывает»). Под рукой Минервы находился щит с российским гербом (на этот раз орел означал верность отечеству).

Предметом обсуждения может стать природа этого знака. Был ли это герб? Собственно, утвержден был проект печати, но с откровенным геральдическим изображением, которое к тому же утверждалось в цвете. Решающим здесь является прецедент утверждения гербов как изображений на печатях. Именно так произошло, например, законодательное закрепление цветов российского герба Екатериной I. Принятие герба посредством утверждения гербовой печати, геральдического флага и т.п. хорошо известно и в западноевропейской геральдической практике. Наконец, фактом является определение академической печати как гербовой. Итак, именно герб обрела в 1735 году Академия — или, пользуясь определением Бекенштейна, учреждение, согласно своему уставу заключающее в себе одновременно и Академию, и университет.

На рисунке — герб Императорской Санкт-Петербургской академии наук и художеств (ныне — Российская Академия Наук), пожалованный в 1735 году императрицей Анной Иоанновной:

«В золотом поле — российский императорский орел XVIII века; в червлёном сердцевом щитке на зелёной земле — сидящая Минерва в серебряном шлеме и одеянии, с серебряным копьем на правом плече и с тарчем, в котором — российский герб.

Девиз — HIC TUTA PERENNAT — начертан золотом по серебру».

(Реконструкция герба, его рисунок и геральдическое описание сделаны Михаилом Медведевым.)

В отличие от рядовой эмблемы герб является символом собственных прав, указывает на известную самостоятельность. Именно поэтому гербы учреждений не характерны для России; по этой же причине многие компании, корпорации, университеты, коллегии в Западной Европе и за ее пределами дорожили (и зачастую поныне дорожат) своими гербами. Одной из существенных причин, побудивших Академию приобрести «собственного орла», была, несомненно, связь с иностранными учеными сообществами, из которых многие уже издавна имели геральдические знаки.

На рисунке слева — ещё одна прорисовка герба Aкадемии образца 1735 года работы Михаила Медведева, 1991 год.

Реформа государственного орла, проведенная Павлом I в 1799 году, побудила Академию отказаться от герба и печати образца 1735 года (хотя, как отмечал в свое время Б.Л. Модзалевский, необходимости в этом не было). Права Академии на старинный символ были восстановлены только в 1908 году; к этому времени alma mater уже более века существовала вне организационной связи с Академией, и о правах университета на герб не вспомнили. Недолговечным оказалось и вновь восстановленное употребление герба Академией...

После долгого «эмблематического перерыва» первым о старинном символе вспомнил университет.

Некоторое время знаком Ленинградского университета был заключенный в овал фасад здания Двенадцати коллегий. Тем самым научная атрибутика подменялась архитектурными мотивами, что, разумеется, не вполне корректно. Это характерная «болезнь» отечественной эмблематики, которая десятилетиями была вынуждена выбирать между однотипными официозными атрибутами и идеологически нейтральными архитектурными мотивами, в то время как традиционный запас символов был объявлен устаревшим.

Инициатором поиска нового символа стал проректор по международным связям Ю.В. Молчанов (нужды внешнего представительства сыграли свою роль и на этот раз). Тогда-то и зашла речь об академическом гербе.

Конечно, претендовать на неизменный герб 1735 года не следовало: это достояние Академии, даже если она не воспользуется им. Университет должен был, воспринимая старинную эмблему, внести в нее некоторые коррективы (например, дополнить композицию книгой — обычным атрибутом мировой университетской геральдики; заменить орла в щитке под рукой Минервы на петербургский герб, что свидетельствует не только о местопребывании университета, но и о традиции научной и культурной жизни Петербурга). Эти соображения и легли в основу проекта, утвержденного Учёным Советом. Замечательно, что на этом же заседании Совет обсуждал проблемы существования Российской Академии...

Утвержденный герб имеет два версии — полную, парадную (картуш на груди орла) и сокращенную (без орла). Орел сохраняет все атрибуты, указывающие на восхождение эмблемы к XVIII веку (в том числе характерного вида короны с расшитыми лентами, уже не употреблявшиеся в XIX веке). Как правило, символ университета будет употребляться в барочной стилизации, хотя в принципе герб остается собой вне зависимости от стилевых перемен, и возможность употребления различных изобразительных решений была предусмотрена еще в проекте.

Итак, Ученый совет принял решение. Сегодня государственная система учета гербов лишь оформляется, готовится гербовое законодательство, и тем замечательней, что у нашего университета, единственного имевшего старинную эмблему, уже вновь есть свой символ, одновременно и новый, и старинный, и — надо надеяться — принадлежащий будущему.

На рисунке: авторская прорисовка сокращенной версии герба и другой дизайн полного герба (оба рисунка — работы Михаила Медведева, 1991 год) в сопровождении знаков выпускника (слева) и Почетного профессора Санкт-Петербургского университета.

» Обратиться к художникам

По алфавиту:

© 2023 О гербах. Геральдика сегодня. (2001—)