Гражданские гербы:

Дворянские гербы:

Корпоративные гербы:

Церковные гербы:

Корпоративная геральдика разработана Гильдией геральдических художников. Автор-составитель и художник герба — Михаил Шелковенко.

Рязанский государственный радиотехнический университет (2000)

В лазоревом поле выходящие из левой стороны главы тонкие серебряные цикламоры, один в другом; и поверх них вписанное вогнутое червлёное (красное) острие с сужающейся к концу золотой каймой; острие наклонено в левую стороны главы, обременено внизу серебряной раскрытой книгой и сопровождено справа вверху золотой, о четырёх лучах, звездой.

Девиз — ВСЕГДА ВПЕРЕД — начертан золотыми литерами на лазоревой ленте.


Герб Рязанского государственного радиотехнического университета (до 2006 года — академии) на стадии своей разработки прошел геральдическую экспертизу в Государственной герольдии при Президенте РФ и был рекомендован к принятию, после чего — утвержден приказом ректора академии (N 95 от 9 июня 2000 года).

На рисунках: слева — полный герб, справа — знак юбилея академии, созданный с использованием герба.

Автор-разработчик и художник герба и юбилейного знака — Михаил Шелковенко.


Первый корпоративный герб в Рязани

В конце 2001 года один из крупнейших ВУЗов Рязани — Радиотехническая академия (РГРТА) отметил 50-летие со дня своего основания. Задолго до этой даты руководство академии задумалось о создании для нее официального символа — герба РГРТА. К этой мысли его подтолкнуло то, что многие столичные университеты и институты на фоне возросшего в стране общего интереса к традиционной российской символике стали по примеру большинства европейских университетов активно обзаводиться своими собственными знаками в виде красочных гербов. Подогревает этот интерес и появление в последнее время исторических публикаций, в которых приводится изображение дореволюционных эмблем и значков российских институтов, сочиненных по строгим правилам, а также энергичное возрождение российской родовой и территориальной геральдики.

Сегодня, пожалуй, нет ни одной фирмы или фирмочки, которая не имела бы своего фирменного или товарного знака, логотипа или иного знака идентификации на рынке товаров и услуг, — без них она как бы не имеет узнаваемого лица. Но и на этом фоне разнообразных и, порой, изысканных графических миниатюр классический герб, без всякого сомнения, выделяется солидностью и значительностью своей традиционной формы, насыщенной информативностью, ощущением древности и некоторой загадочности. За гербом часто стоят столетия истории и непрерываемой традиции, он символизирует преемственность поколений, самоуправление, достоинство и независимость своего обладателя, его права и власть. Герб всегда предполагает некоторую легенду, рассказывающую о его происхождении, о символике составляющих его знаков и фигур. В отличие от фирменного знака, который может в любой момент произвольно меняться по воле его владельца, герб составляется один раз и становится общим достоянием какого-либо рода или корпорации, и изменения могут в него вносится только по согласованию с государственной геральдической службой и в строгом соответствии с вековыми геральдическими правилами. Это придает гербу свойство постоянства, стабильности и надежности, повышает его статус среди прочих знаков изобразительной идентификации. Герб — это солидно!

Определенное значение, возможно, сыграло и то обстоятельство, что сейчас, в отличие от советского периода, пока отсутствует система государственных значков для выпускников ВУЗов — а такие значки всегда служили символом определенного общественного статуса человека. Наличие собственного, признаваемого государством герба, позволяет академии создать на его основе и собственные значки как для выпускников, так и для ее профессорско-преподавательского состава и студентов. Это же позволяет иметь и собственный флаг, узнаваемый без надписывания на нем названия владельца.

В начале 1997 года руководство РГРТА приняло решение создать герб академии, после чего началась конкретная работа в этом направлении. А вместе с ней начались и проблемы.

Первая и основная из них состоит в том, что на сегодняшний день в Российской Федерации юридически отсутствует разработанный и официально утвержденный свод правил, регламентирующий порядок создания корпоративных гербов, каковым, по сути дела, является и герб Радиоакадемии. Несомненно, есть мировая и российская геральдические традиции, в которых содержится достаточно четкие, освященные временем нормы герботворчества, и до 1917 года они неуклонно соблюдались, не требуя специального узаконения. Но в современном российском обществе эти нормы должны обрести не только геральдический, но и правовой статус для того, чтобы единообразно пониматься, трактоваться и применяться всеми. Без этого всякий герб, даже составленный с полным соблюдением всех традиционных геральдических правил, будет нести в себе определенный элемент сомнительности и нелегитимности. И никакие геральдические кодексы, составленные общественными объединениями и специалистами без процедуры легитимации, к сожалению, не могут восполнить эту зияющую прореху. (Все вышеуказанное относится и к ситуации в родовой и территориальной российской геральдике.)

Не менее сложной, но решаемой, оказалась и проблема адекватного отражения в гербе РГРТА специфики современного научно-технического многопрофильного учебного учреждения в таких зримых образах, употребление которых допускает геральдическая наука. Дело в том, что, в отличие от фирменного знака или эмблемы, которые утверждаются в виде неизменного графического изображения, герб утверждается только в виде его точного геральдического описания (блазона), составленного в определенной последовательности и с употреблением геральдической терминологии. Изображение герба имеет здесь лишь вспомогательный характер, что допускает его различные стилистические трактовки при строгом соблюдении блазона. Это правило накладывает жесткие и даже непреодолимые ограничения на использование в гербах изображений современных механизмов, орудий и приборов — они не поддаются точному геральдическому описанию в силу своей сложности, разнообразия форм и быстрой изменяемости вслед за техническим прогрессом. Это же касается конкретных архитектурных сооружений, памятников и т.п. Поэтому геральдика оперирует только устоявшимися за многие века предметами, фигурами и условными знаками.

Обе эти проблемы были очевидны с самого начала работы над гербом РГРТА, но по ходу самой работы выявились и другие сложности, о которых лучше рассказать в той же последовательности, в которой они возникали и разрешались.

Первоначально руководство Радиоакадемии заказало проект герба одной из рекламных рязанских фирм. Обладая большим опытом в области рекламы, фирменных знаков и логотипов, но не обладая элементарными геральдическими познаниями, ее специалисты предложили ряд интересных и остроумных вариантов эмблемы РГРТА, которые, к сожалению, не могли послужить даже основой для герба. Венцом усилий дизайнеров стала гербообразная эмблема, в которой были соединены характерный гербовый щит уездного города Рязанского наместничества образца 1779 года (в верхней половине помещена рязанская эмблема — в золотом поле скрещенные меч и ножны под зеленой княжеской шапкой; а в нижней — вместо городской эмблемы изображение стилизованной сферической радиоантенны в лазоревом поле, от которой расходятся вверх радиоволны в виде концентрических полукружий) с венком из зеленых дубовых листьев, по типу обрамления губернских гербов образца 1857 года, соединенным желтой девизной лентой с лазоревыми буквами РГРТА. В довершение всего гербовый щит был увенчан изображением пылающего факела, возникающего из-за щита.

Государственная Герольдия (так до 1999 года именовался федеральный геральдический орган; ныне — Геральдический совет при Президенте РФ) однозначно отказала этому «гербу» в праве на существование не только потому, что сам гербовый щит оказался составлен и заполнен безграмотно, но и потому, что сочла неприемлемым присутствие в корпоративном гербе обрамляющего венка. Разъяснения Герольдии в ее экспертном заключении вкратце сводились к следующему:

— двухчастная пересеченная форма щита означает прямую подчиненность нижней эмблемы (РГРТА) верхней — наместнической, а в настоящее время не только отсутствует такое юридическое лицо, как Рязанское наместничество, но и нет прямого соподчинения РГРТА администрациям Рязанской области или города Рязани. В силу этих обстоятельств верхняя половина герба сейчас вообще не может употребляться; кроме того, такая форма уездного герба юридически отменена еще в 1857 году, а РГРТА даже не является уездным городом;

— изображение современной радиоантенны в гербе РГРТА недопустимо по причинам, изложенным выше, хотя в эмблеме (но не гербе!) академии вполне может присутствовать;

— венок в современном корпоративном гербе не может употребляться, так как он является характерной составляющей частью административного герба и свидетельствует об ограниченной правовой самостоятельности гербовладельца, о его ведомственной подчиненности и принадлежности. Собственно сам венок того или иного вида принадлежит не гербовладельцу, а ведомству, а Министерство высшего образования пока не обзавелось своими ведомственными знаками, а значит и употребление какого-либо произвольного венка в гербе РГРТА не имеет правового и геральдического обоснования. В определенной форме присутствие венка или иного обрамления может быть допустимо лишь в значке РГРТА или ее юбилейной эмблеме, созданных на основе утвержденного герба. Поэтому с венком следует повременить.

— девиз в гербе может присутствовать, но он не должен включать в себя названия гербовладельца (даже в виде аббревиатуры);

— над гербовым щитом может помещаться только статусная корона того или иного вида (но никак не факел, или иная другая фигура), а для корпоративных гербов такие короны пока не учреждены — значит ничем подобным герб не может быть увенчан.

Одновременно Герольдия настоятельно рекомендовала не использовать в корпоративном гербе каких-либо других внешних украшений или геральдических фигур — щитодержателей, шлемов с нашлемниками, наметов, мантий и т.п. — кроме девиза. Руководство РГРТА приняло все эти рекомендации к исполнению и процесс дальнейшей разработки герба был направлен в определенное русло. Рекомендации Герольдии резко сузили поле для чисто художественной фантазии (точней — произвольного негеральдического фантазирования), увели от внешней эффектности, которую всякому гербу придает его обрамление, и, одновременно, углубили поиск знакового содержания гербовой эмблемы в пределах геральдического щита.

На этом этапе администрация РГРТА вынуждена была отказаться от услуг рекламной фирмы и обратиться за помощью к областной геральдической комиссии. В результате работы, длившейся с перерывами более трех лет, определился круг символов, которые могли бы послужить знаковой основой для герба РГРТА. Малоуспешными оказался путь насыщения гербового щита символами, отражающими различные аспекты деятельности, поэтому предпочтение было отдано поиску одного емкого знака, который смог бы вобрать в себя нечто наиболее образное и существенное для характеристики академии. Всего было разработано около 50 вариантов герба, из которых более-менее удачными оказались 7-8 проектов.

Одним из первых в гербе возник образ молнии (громовой стрелы), которая издревле была символом грозы, верховного божества, божественного гнева и его же благодати (дождя), а в современной символике употребляется, в основном, в качестве символа электричества и электротехнических устройств. Мотивом для этого образа в гербе РГРТА послужило то, что все разнообразие радиотехники возникло из прибора, созданного в 1895 г. А.С. Поповым, основоположником радио. И первоначально регистрировавшего грозовые разряды.

Но еще в начале ХХ в., поскольку громовая стрела стала слишком широким символом электрической энергии вообще, для электросвязи на ее основе была составлена иная эмблема — двусторонняя молния, символизирующая принципиальную возможность двусторонней передачи электросигнала. В этом модифицированном виде молния вошла в эмблемы учреждений электросвязи и, в первую очередь, телеграфа.

Традиционным символом быстрой передачи информации стало изображения летящего голубя. У разных народов он также символизирует любовь, семейное счастье, мир, а в христианстве — Святой Дух. Голубиная почта использовалась с незапамятных времен и до появления телеграфа и радио была самым оперативным средством информационного общения — аналогия очевидна.

По правилам геральдики вместо целого в гербе может использоваться его характерная часть. Так в гербе РГРТА вместо голубя возник образ крыла, несущего двусторонюю молнию. В дальнейшем этот символ наполнился дополнительным содержанием. Чтобы подчеркнуть электрическую природу всякой радиосвязи, между маховыми перьями появилось изображение маленьких серебряных молний, а цвет оперения крыла стал золотым, чтобы напомнить о территориальном цвете рязанской земли — золотом цвете её гербового щита.

Соединение двусторонней молнии с золотым крылом, имеющим малые серебряные молнии, образовало символ молниеносной связи, что характерно для радио и могло бы достаточно емко обозначить направление деятельности РГРТА. При желании в общем количестве серебряных молний или маховых перьев в крыле (по семь) можно было увидеть намек на нынешнее количество факультетов академии — семь (которое и попросту — «счастливое число»!). Поскольку руководство РГРТА хотело дополнительно подчеркнуть территориальную причастность в рязанской земле, в оконечность щита было введено изображение золотого троехолмия, или золотого «городка» — упрощенной эмблемы Рязанской области. В этом виде проект герба был согласован Герольдией, но тут возникли проблемы совсем негеральдического характера, хотя и типичные для тех случаев, когда принимаются коллегиальные решения.

Отзыв из Герольдии заставлял себя ждать, а тем временем кому-то из профессоров РГРТА окрыленная молния показалась похожей на «ножку Буша» — а дурное слово обладает редкой способностью прилипать к предмету или явлению, создавая о нем превратное мнение. В результате, к тому моменту, когда пришел долгожданный ответ из Герольдии, у руководства РГРТА полностью изменилась позиция по выбранной ею же эмблеме, при этом уже согласованный проект герба был отвергнут, как не соответствующий научно-техническому потенциалу академии и слишком «старообразный». Разработка новых проектов пошла гораздо труднее, так как теперь требовалось согласовывать их со студенческим и преподавательским советами, где мнения постоянно менялись и не совпадали.

В конечном итоге — и в результате новых поисков знаковой основы герба — его главной эмблемой стало стилизованное изображение электрического импульса в виде окаймленного острия, одновременно напоминающего своим силуэтом радиомачту и инверсионный след взлетающей ракеты. Последнее образное значение знака основано на том, что одним из основных направлений деятельности РГРТА является работа на космическую науку. В проекты в разном виде вернулись изображение голубя, либо летящего на фоне радиоволн, либо вылетающего с двух сторон из-за острия. Вернулись также серебряные концентрические овалы или эллипсы из самого первого проекта. В современном мире такие изображения уже традиционно воспринимаются как символическое обозначение радиоволн. При этом никоим образом не нарушается запрет на использование символов новейшего времени, поскольку сами по себе такие серебряные овалы или эллипсы являются простыми геометрическими фигурами. Такой же геометрической фигурой является и острие, часто используемое в геральдике, но немного модифицированное в гербе РГРТА. Включенное в определенный контекст, оно получило новое смысловое значение.

Новым в проектах герба стало включение изображения раскрытой книги, как традиционного символа знания, и, более узко, — учебного заведения. В некоторых ранних вариантах изображение книги сочеталось с факелом — также одним из символов знания, или со скрещенными двусторонними молниями. Но употреблять изображение факела, как слишком широко трактуемого символа, отсоветовали специалисты Герольдии, а молнии «отпали» как-то сами собой — в восприятии академической общественности их образ оказался намертво связан с «ножками Буша».

Появилось в проектах и изображение четырехлучевой золотой звезды — как символа звезды путеводной, так и символа стремления к возвышенной цели. Сначала звезд было семь (по количеству факультетов РГРТА), что можно было трактовать как «созвездие талантов» или «плеяда» (по названию плотного созвездия из семи звездочек — «Плеяды»); это слово в словарях объясняется так: «группа выдающихся в каком-либо отношении лиц, связанных в своей деятельности общими задачами, взглядами и т. п.». Но в конечном итоге было решено оставить одну путеводную звезду на всех. При этом ее золотой цвет не только напоминает о рязанском территориальном цвете, но также отличает ее от серебряной четырехлучевой звезды, которая в ряде гербов уже задействована как «Полярная звезда». Поле герба окончательно определилось как лазоревое — цвет эфира, в котором распространяются радиоволны.

Так постепенно, в ходе многочисленных обсуждений и консультаций сформировался герб РГРТА, согласованный с Герольдией и утвержденный приказом ректора академии. Накануне пятидесятилетия РГРТА на основании утвержденного герба стало возможным создать эмблему собственно юбилея академии, окружив законный герб декоративным золотым венком, перевитым лазоревой лентой с девизом РГРТА и юбилейными датами, написанными золотом, и сопроводив герб вверху такой же лентой с аббревиатурой Радиоакадемии. Девиз взят из книги К.Э. Циолковского, нашего великого земляка, и гласит: «Всегда вперед».

Форма венка для эмблемы оговаривалась с Герольдией еще на самых ранних этапах разработки герба и в целом она повторяет обрамление эмблем технических и военно-технических институтов царской России. Основания для использования такого венка дает наличие в РГРТА военной кафедры и военной тематики в обучении и исследованиях. Справа венок состоит из золотой лавровой ветви — символа гражданских заслуг и доблестей, а слева — из золотой дубовой ветви — символа воинских заслуг и доблестей. В дальнейшем эта эмблема может послужить основой для разработки нагрудного значка выпускника РГРТА, а утвержденный герб является знаковой основой для создания флага Рязанской Государственной радиотехнической академии.

» Обратиться к художникам

По алфавиту:

© 2023 О гербах. Геральдика сегодня. (2001—)